Место родного языка в философско-дидактичесой концепции Я. А. КоменскогоСтраница 3
Подготовка детей в процессе обучения и воспитания тесно взаимосвязана, с содержанием и методами обучения. Оно должно, согласно Коменскому, быть последовательным, постепенным, легким, основательным, проходить быстро, в точно установленные сроки. Методы обучения должны быть по возможности простыми и ясными, все «темные» и догматические способы обучения должны быть отринуты. Материал должен излагаться в простых формах, без лишнего многословия. Коменского принято считать отцом славянской педагогики.
Исходя из основных принципов обучения, учитывая разные возрастные особенности детей, Коменский в «Великой дидактике» дает стройную систему дидактических приемов школьной практики, которыми должен руководствоваться в своей работе учитель. Коменский настаивал на необходимости познания реальных предметов окружающей действительности в целях ее совершенствования, отталкиваясь от простого к сложному, от абстрактного к конкретному, от фактов к выводам и т. д. Отсюда вытекает принцип природосообразности в воспитании и образовании. Коменский стремился построить его на основании знания законов развития человека, рассматривая его как часть природы. Рассматривая чувственное восприятие окружающего мира как исходный момент познания, Коменский придавал большое значение процессу наблюдения, сравнения. В связи с этим Коменский устанавливает «золотое правило дидактики», согласно которому предъявляет соответствующие требования к наглядности в обучении.
Важным моментом в системе обучения Коменского является впервые детально им разработанная классно-урочная система.
В связи с этим Коменским ставится вопрос о дисциплине в школе. Следуя за Аристотелем, он исходит в своей педагогике из общего назначения дисциплины в обществе, условием существования которой является порядок, излагаемый в «законах» и «уставах». По Коменскому, такое соблюдение является основной целью самой школы: «Школа без дисциплины есть мельница без воды». Он разрабатывает статут «Законов хорошо организованной школы», который оказал влияние на статут Львовской братской школы (1658).
По окончании обучения юноши, согласно Коменскому и Крижаничу, должны стать образованными, морально воспитанными людьми. Особенно значительное место отводится нравственному воспитанию. Задачу эту они в основном возлагают на школу, которая, по Каменскому, должна нравственно влиять на общество и быть общественной мастерской «добродетели». В систему нравственности Коменский включает «всю внутреннюю и внешнюю основу побуждений», т. е. культуру воспитуемого.
На уровень норм нравственности Коменский возводит трудовое воспитание в школе и вообще трудовую деятельность в обществе. Он указывает на высокую роль труда в воспитании, на его роль в развитии моральных, физических и эстетических сил человека. «Без труда — нет счастья», у человека «деятельность» должна быть ведущей, — заключает Коменский. Необходимо, чтобы в школе господствовала атмосфера радостного, доброго труда. Коменский осуждает праздность, тунеядство, безделье.
Существенным демократическим требованием Коменского было введение обучения на родном языке. Считая родной язык «вратами», через которые народ познает мудрость, великий дидактик создает на родном языке «Материнскую школу» (1628), «Чешскую дидактику» (1632) для улучшения воспитания и обучения чешских детей.
Общественная сущность личности. Личность как объект
общественных отношений
Личность человека как члена общества находится в сфере влияния различных отношений, и прежде всего экономических, трудовых
отношений. Личность находится также в сфере политических, идеологических
отношений. На психологию личности вместе ...
Изменяющиеся условия – потеря партнёра
Во всех предыдущих экспериментах испытуемые находились в постоянных, не меняющихся условиях. Соломон Аш обратился к изучению того эффекта, который оказывают на испытуемых меняющиеся условия эксперимента. В первом эксперименте изучались по ...
Извлечение
Извлечение - это слово, используемое в НЛП для обозначения процесса перевода человека в определенное состояние. Это обыденное умение, проявляющееся под различными названиями, потому что все мы весьма натренированы в деле погружения людей ...