Место родного языка в философско-дидактичесой концепции Я. А. КоменскогоСтраница 1
В многогранном творчестве Я. А. Коменского важное место занимали вопросы языка и языкознания. Более 40 лет он посвятил созданию фундаментального труда «Сокровищница чешского языка». Языковая проблематика довольно обстоятельно рассматривалась им и в знаменитой «Великой дидактике» (1656), и в новаторском труде, принесшем ему мировую известность, — «Открытая дверь языков» (1631). Это было ценное руководство для изучения латинского и всякого другого языка одновременно с основами всех наук и искусств.
B основных трудах Коменского, как правило, тесно переплетались философские, религиозные, дидактические и организационно-практические аспекты и подходы в освещении языковой проблематики. В разработанной Коменским целостной философско-дидактической системе взглядов и представлений о принципах и способах обучения и образования, направленной на решение глобальных задач по исправлению пороков общества и совершенствованию личности, большое значение придавалось изучению языков, развитию; языковой культуры человека и общества, как составной части пансофического образования и непременной предпосылки повышения общей культуры.
Доказывая необходимость организации качественно нового, пансофического образования («учить всех всему»), Коменский подчеркивал, что его основой должна стать «школа родного языка», которая должна предшествовать латинской школе. В «Великой дидактике» он писал: « . Всю молодежь сперва нужно посылать в школу родного языка»1. Такие школы, по мысли Коменского, должны быть в каждой общине, местечке и селении. Уже эти положения говорят о том, что Коменский стремился реализовать свою глубоко демократическую идею обучения всех детей, независимо от происхождения, пола, национальности, знатности, богатства, поскольку каждый человек имеет равное право на образование, на раскрытие заложенных в нем способностей. В «Великой дидактике» читаем: «Ведь не только дети богатых или знатных или должностных лиц рождаются для высоких званий, чтобы для них одних была открыта латинская школа. Такая демократическая направленность школы родного языка была обусловлена общими философско-мировоззренческими основами и социальными ориентирами дидактики Коменского.
Обучение на родном языке представлялось Коменскому одним из эффективных способов преодоления бессмысленней зубрежки, натаскивания, схоластики, характерных для средневековой школы.
Для Коменского было характерно понимание и подчеркивание роли языка (и прежде всего родного языка) как орудия познания человеком самою себя и окружающего его мира. В «Великой дидактики» он пишет: «Языки изучаются не как часть образования или учености, но как орудие для того, чтобы почерпать знамя и сообщить их другим». Коменский стремился показать тесную взаимосвязь действительности, мышления и языка. На это он обращал внимание и в других своих трудах: в «Предвестнике всеобщей мудрости» и в сочинении «О культуре природных дарований». Подобные взгляды Коменского находили отражение в предлагаемой им методике обучения, в его дидактических принципах: «Изучение языков должно идти параллельно с изучением вещей, особенно в молодости, чтобы мы усваивали речь постольку, поскольку мы: изучаем вещи, чтобы мы учились выражать мысль постольку, поскольку мы понимаем предметы». Коменский подчеркивал важность родного языка, его органическую связь с умственным и духовным развитием ребенка.
Описание акцентуаций по Леонгарду
Демонстративный тип.
Высокие оценки по этой шкале говорят о повышенной способности к вытеснению, демонстративности поведения.
Педантичный тип.
Высокие оценки говорят о ригидности, инертности психических процессов, о долгом переживании ...
Речь как феномен человеческой коммуникации
Речь человека, человеческое слово и история его развития выступают, во-первых, как предмет лингвистики, которую мы понимаем как собственно историческую науку (нам кажутся правильными требование углубить семантический анализ до идеологичес ...
Конфликты с точки зрения причин конфликтной ситуации
С точки зрения причин конфликтной ситуации существуют три типа конфликтов. Первый – это конфликт целей, когда ситуация характеризуется тем, что участвующие в нем стороны по-разному видят желаемое состояние объекта в будущем. Второй – это ...