Методология гендерных исследований
Одним из направлений в области педагогики являются гендерные исследования. Общество переоценивает роль левого полушария и логического мышления в становлении мыслительной деятельности ребенка. Школьные методики обучения развивают в основном левое полушарие, игнорируя почти половину возможностей ребенка. Известно, что правое полушарие связано с развитием творческого мышления и интуиции. По мнению профессора Трауготт: «Надо предостеречь школу от левополушарного обучения. Это воспитывает людей, не способных к реальным действиям в реальной ситуации».[ 6] Профессор Хризман: «Исчезают правополушарники — генераторы идей. Вопрос стоит серьезно: надо спасать нацию». ».[3]
Для правополушарных учащихся необходимо делать упор на социальную значимость того или иного вида деятельности, так как у них высоко выражена потребность в самореализации. Мотивы, побуждающие изучать школьные предметы, связаны со становлением личности, со стремлением к самопознанию, с желанием разобраться во взаимоотношениях людей, осознать свое положение в мире. Для них характерна ориентация на высокую оценку и похвалу. Большой интерес у правополушарных школьников вызывает эстетическая сторона предметов.
Для формирования мотивации к учебной деятельности у левополушарных учащихся делается упор на познавательные мотивы. Их привлекает сам процесс усвоения знаний. Им свойственна высокая потребность в постоянной умственной деятельности. Социальным мотивом является возможность продолжения образования. Занятия рассматриваются как средство для развития мышления. Выражена потребность в самосовершенствовании ума и волевых качеств. Левополушарники контролируют свою речь, но испытывают трудности при подведении итогов; обычно медленнее выполняют письменные работы. Как утверждают ученые, современные педагогические методики в основном ориентированы на них, т.е. правополушарные оказываются в невыгодном положении.[10]. Методов, раскрывающих как адаптировать задания для лево - и правополушарных детей, учет при обучении возможностей мозга в литературе практически нет.
Однако в работах М. Гариена описано соотношение между активностью полушарий при восприятии художественных и технических текстов. При чтении технических текстов больше активизируется левое полушарие, а при чтении художественных — правое.[2]
Левополушарные учащиеся часто не могут видеть за частями целого, предпочитают, чтобы правила им показали. При проверке знаний для них предпочтительными являются: решение задач, письменные вопросы с неограниченным сроком выполнения, вопросы «закрытого» типа. Письменное решение задач позволяет левополушарным проявить свои способности к анализу, а на вопросы «закрытого» типа они успешно подберут ответ из предлагаемых вариантов.[6]
Для правополушарных учащихся подойдут методы устного вопроса, задания с «открытыми» вопросами, с фиксированным сроком выполнения. Вопросы «открытого» типа дают им возможность проявить творческие способности, продемонстрировать собственный развернутый ответ. Эти процессы четко проявляются у мальчиков. И в качестве похвалы слово «молодец» для них наиболее значимо. При этом в коре головного мозга мальчиков повышается уровень функциональной активности и усиливаются межцентральные взаимодействия в передних отделах коры головного мозга в зонах правого полушария.[4] У девочек повышается уровень активности задних отделов коры и слуховых отделов левого полушария, играющих важную роль в понимании значения слов.[4].
Используя достижения ученых мира в области исследования мозга (Приложение№1, таблица «Половые различия головного мозга» .[2] ), мы выбрали те характеристики мозга, которые могут быть учтены при выборе способов обучения и составили таблицу различий в стиле обучения девочек и мальчиков (Приложение №2), в надежде, что это поможет педагогам и учащимся создать оптимальную среду для развития детей в условиях Кадетской школы. (Оптимальной средой называется та среда, которая наилучшим образом подходит самой природе отдельного ребенка и способствует наиболее полному раскрытию и развитию его природных способностей).
Согласно теории о возрастной психологии, к 11 – 12 годам начинается период полового созревания, когда ведущей деятельностью для детей является установление межличностных отношений. Через них дети усваивают социальные роли и познают себя как будущего мужчину или женщину. Отношения между мальчиками и девочками обостряются.[5] Представители другого пола воспринимаются как «чужие», поэтому мальчики и девочки демонстрируют друг другу пренебрежение и даже враждебность. «Однополый круг дает ощущение принадлежности, единства, солидарности, утверждения в роли мужчины и женщины, освоение норм и стилей поведения» [7].
О характере и типе ценностей в аргументации
Чтобы яснее и полнее представить, какое место занимают ценности в поведении человека, его действиях и поступках, необходимо сопоставить их с такими основополагающими его характеристиками, как потребности, стимулы, стремления и желания. Ва ...
Понятие "неформалы". "Неформалы" - кто они ?
Понятие "неформалы", "неформалы" - кто они? Ответы на эти вопросы неоднозначны, как неоднозначны и неоднородны сами неформальные объединения. К тому же, бурная политическая жизнь заставляет изменяться самодеятельные фо ...
Как избежать развода
Если же отношения идут к разводу, что делать? Ответить на этот вопрос мне помог один сайт, к сожалению, у статьи нет автора.
Девушка и парень понравились друг другу. Влюбились, стали встречаться, поженились. Год живут. Два живут. На трет ...