Экспериментальное исследование эмоциональной сферы у детей. Организация
исследования и методы изучения эмоциональной сферы у детейСтраница 1
Исследование детей с умеренной умственной отсталостью проводилось в МОУ "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школе № 23 ".
В 2007-2008 учебном году в школе обучается 161 ребенок, функционирует 16 классов, из них 3 класса для детей с умеренной умственной отсталостью, 12 групп продленного дня. В нашем исследовании участвовало 19 детей (от 8 до 11 лет), средний возраст которых 9,25 лет. Из них 10 девочек и 9 мальчиков.
Исследование детей с нормальным умственным развитием проводилось в МОУ Средняя общеобразовательная школа №8». В школе обучается 375 человек. В нашем исследовании принимали участие дети 2-4 классов в количестве 19 человек (от 8 до 11 лет), средний возраст которых 9,65 лет. Из них 10 девочек и 9 мальчиков.
Исследование проходило в три этапа, на каждом из которых проводилась определенная методика:
1 этап. Методика «Эмоциональная память», целью которой является установление зависимости производительности запоминания от чувств. Необходимый материал: список из 30 слов: 10 из них связаны с чувством удовлетворения (обозначаются знаком "+"), 10 – с чувством неудовлетворения (обозначаются знаком "–"), и нейтральные 10 (обозначаются знаком "О").
Бумага (О) |
Любовь (+) |
Злодей (-) |
лампа (О) |
число (О) |
буква (О) |
стипендия (+) |
мечта (+) |
театр (+) |
печаль (-) |
мел (О) |
грязь (-) |
цветок (+) |
поэзия (+) |
измена (-) |
танцы (+) |
змея (-) |
карандаш (О) |
стенка (0) |
война (-) |
драка (-) |
свидание (+) |
дом (О) |
поцелуй (+) |
экзамен (+) |
ненависть (-) |
смерть (-) |
окно (О) |
торт (+) |
тетрадь (О) |
Методика выполнения: экспериментатор просит учащихся внимательно слушать и запоминать те слова, которые он прочитает. Читает внятно, медленно. После того, как слова прочитаны, испытуемый записывает те из них, которые запомнил. Порядок записи не имеет значения. Затем экспериментатор ещё раз читает слова, а учащиеся обозначают у себя количество правильных слов, связанных с чувством удовлетворения, неудовлетворения, нейтральных. Сравнивая полученные результаты, испытуемый выясняет, оказывают ли чувства влияние на запоминание, если оказывают, то как.
2 этап. Шкала одиночества. Опросник предложен тремя авторами: Д. Расселом, М. Фергюсоном, Л. Пепло. Цель методики - исследование уровня субъективного ощущения человеком своего одиночества. Выявляемое состояние одиночества может быть связано с тревожностью, социальной изоляцией, депрессией, скукой. Необходимо различать одиночество как состояние вынужденной изоляции и как стремление к одиночеству, потребность в нём. Инструкция: "Вам предлагается ряд утверждений. Рассмотрите последовательно каждое и оцените с точки зрения частоты их проявления применительно к Вашей жизни при помощи четырёх вариантов ответов: "часто", "иногда", "редко", "никогда". Выбранный вариант ответа отметьте знаком "+". Необходимый материал: таблица с утверждениями.
Профессионализм и профессиональное самосознание
Профессионал - это « .тип отношения к миру, который характеризуется «дистантным» отношением к предмету, и рациональным преобразованием жизненного материала»[1].
Профессионал отличается особым отношением к миру, ценностной установкой, дом ...
Решение конфликтов
Что же делать, если конфликты всё-таки происходят в семье? Степень устойчивости и надежности отношений мужчины и женщины зависит от способности и умения разрешать конфликты. Конфликт, подобно гневу, – есть неизбежность, вытекающая из само ...
Классические теории девиантного поведения
Классическими теориями девиации являются: биологическая теория, психологическая и социологическая.
Сторонники биологической теории девиации рассматривают отклонение поведения от принятой в обществе социальной нормы в связи с биологически ...