Активность личности. Связь личности с
деятельностью. Формирование и развитие личности.Страница 2
Человеку почти в любом возрасте свойственны все три вида деятельности, но в разные периоды жизни они имеют разное значение.
С точки зрения структуры различают цели и мотивы деятельности:
Цель
– то ради чего действует человек.
Мотив
– то почему, он так действует.
Составную часть или отдельный акт деятельности называют действием. Они состоят из движений:
Деятельность
®
Действия
®
Движения
Например: пошить пальто – деятельность, которая складывается из отдельных действий (снятие мерок, раскрой, сметывание, примерка и т.д.) все эти действия состоят из отдельных движений, которые диктуются сигналами из окружающего мира.
Действия бывают вполне осознанными и не вполне осознанными, когда недостаточно осознана цель, последовательность движений и контроль. Такие мало осознанные действия производятся под влиянием сильных чувств и называют импульсивными.
Различают практические и умственные действия. Они тесно связаны между содой.
Интерес
– избирательное отношение личности к объекту, в силу его эмоциональной привлекательности.
Бывают разные виды интересов:
ü Материальные – стремление к жилищным условиям, удобствам, гастрономическим изделиям, одежде и т.д. Эти интересы могут перерастать в уродливые формы стяжательства (накопительства), типичный пример - Плюшкин.
ü Духовные – характеризуют высокий уровень развития личности. Это, прежде всего познавательные интересы.
ü Непосредственный – интерес к самому процессу деятельности: процессу познавания, труда, творчества.
ü Опосредованный – интерес к результатам деятельности. Например: к приобретению профессии, служебному и общественному положению или материальным результатам труда.
ü Пассивный - интерес созерцательный, когда человек ограничивается наблюдением интересующего объекта (футбол, хоккей по TV).
ü Активный – интерес действенный, когда человек действует, овладевая объектом интереса (играет в футбол, хоккей).
В зависимости от широты и глубины интереса, находится уровень развития личности.
К основным факторам формирования личности относятся:
Среда
— важнейший фактор социализации человека и его становления. Среда — это окружение, условия, обстоятельства, в которых растет, живет и работает человек.
Выделяют:
ü Микросреду — контактное, т.е. непосредственное окружение человека (родители, воспитатели, родственники, школа, «улица» и т.п.);
ü социальную среду — конкретные общественные отношения, традиции, нравственные и правовые устои, при которых рождается и живет человек;
ü естественную среду — определенные климатические, географические условия, формирующие этнопсихологические особенности личности.
наследственность
— генетическая передача определенных качеств и свойств личности от поколения к поколению;
Обучение, воспитание, образование;
Степень адекватности включения человека в трудовую деятельность.
Можно иметь хорошую наследственность, находиться в благоприятной среде, получить квалифицированных учителей, но оставаться при этом умной ненужностью. Только в процессе трудовой деятельности происходит становление и развитие личности.
Исследование (испытуемый А)
Учреждение – районное отделение военного комиссариата; должность – старший помощник начальника 1-го отдела.
1)
Социально-демографические характеристики
Ø Пол - женский
Ø Возраст - 43
Ø уровень образования: средне ...
Наука и парапсихология
Парапсихология изучает возможности экстрасенсорного восприятия окружающего мира. Парапсихология рассматривает три вида явлений: ясновидение (способность знать и познавать факты, недоступные сознательному восприятию), телепатия (способност ...
Теоретические подходы к проблеме «кризиса» в подростковом периоде
Существенные изменения в организме подростка служили в течении длительного времени основой различных теорий о биологической обусловленности особенностей подростка и явления критического развития в этом возрастном периоде. Такое представле ...