Аль-Фараби и его место в истории в казахской психологии
Страница 1

Психология » Аль-Фараби и его место в истории в казахской психологии

Аль-Фараби (870 – 950) и его место в истории казахской психологии

В истории становления и развития психологической мысли Казахстана огромная роль принадлежит выдающемуся ученому – энциклопедисту, выходцу из казахской степи Абу Насру аль-Фараби

. Он является одним из основоположников философско-психологической мысли, возникшей на Ближнем и Среднем Востоке. Его учение оказало огромное влияние и на развитие духовной культуры народов Центральной Азии и Казахстана. Нет почти ни одной отрасли знания, в которой бы он не оставил глубоких суждений, метких наблюдений и гениальных догадок. Еще при жизни он получил прозвание «Второй учитель» (второй после Аристотеля). Фараби оставил огромное научное наследие: ему принадлежит около 200 научных трактатов, написанных на арабском и переведенных на различные языки мира (персидский, еврейский, турецкий, латинский, английский, немецкий, французский, испанский, русский, казахский, узбекский и др.).

Фараби является автором многочисленных трактатов по психологии. Основные его работы по психологии:

· «Трактат о сущности души»

· «Слово о сновидении»

· «О силе души»

· «Ум и понятие»

· «Слово об уме юных»

· «Слово об уме взрослых»

· «О темпераменте» и др.

Психологические идеи великого мыслителя содержатся также и в многочисленных его произведениях, напрямую не связанных с психологией. В этой связи большой интерес представляют такие его труды, как «Трактат о взглядах жителей добродетельного города», «Существо вопросов», «О сущности разума», «О происхождении наук», «Основы мудрости» и др.

Многие страницы его психологических трудов посвящены проблеме души и тела

. По аль-Фараби, душа и тело находятся в абсолютном единстве. В своем трактате «Существо вопросов» он выступает против Платона, считавшего душу первичной и предшествующей телу. «Душа, - писал Фараби, - не может существовать раньше тела, как это утверждает Платон». Душа возникает одновременно с телом, не может быть две души в одном теле, и она не может преселяться из одного тела в другое. Состояние тела влияет на состояние души. Для сохранения нормального состояния души и выполнения ею своих функций, необходимо здоровое тело.

Ученый утверждал о вечности души, считая, что она не умирает вместе с телом, а остается вечно живой. Он полагал, что, хотя тело разлагается, душа не исчезает, она уходит в вечность и никогда не возвращается и не перевоплощается. Покидая тело человека, душа объединяется с такими же другими душами, объединяется и все духовное, приобретенное ими, составляя мировую душу. Бессмертны души добродетельных и сведущих людей, тогда как души людей невежественных смертны.

Главная заслуга аль-Фараби в трактовке этой проблемы заключается в следующем: выступая против учения Платона о душе, он делает попытку защитить устои материалистической теории отражения, правильно объясняя суть процесса развития психической жизни, в отличие от Аристотеля склоняется к мысли, что мозг в какой-то степени участвует в управлении психической деятельностью человека, то есть, подчеркивает зависимость душевных сил от телесного органа.

Центром человеческой души (ан нафс ал инсайнийн) Фараби считает не мозг, а сердце. Сердце является главным органом, который не управляется никаким другим органом тела. Затем идет мозг. Он также главный орган, но господство его является не первичным, а вторичным, потому что, управляя всеми другими органами, он сам управляется сердцем. В мозгу аль-Фараби выделял отдельные нервные центры. «Посредством одной из своих частей (мозг) уравновешивает теплоту, способствующую воображению; посредством другой – то, что способствует мышлению; и посредством третьей – то, что способствует сохранению в памяти и воспоминания».

Дифференцируя нервы по выполняемой ими функции, аль-Фараби различал нервы двух видов

:

1. чувственные

2. двигательные

По-видимому, он знал о существовании нервных узлов в сердце и спинном мозгу, именно этим можно объяснить его высказывания в «Трактате о взглядах жителей добродетельного города»: многие из этих нервов в самом сердце имеют корни, посредством которых они черпают из мозга то, что сохраняет их силы. Многие другие корни берут начало в спинном мозгу, верхняя часть которого связана с головным мозгом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Изучение взаимосвязи между самооценкой и успеваемостью учащихся. Описание процедуры исследования
Для изучения самооценки использовались следующие методики: 1.Опросник определения уровня самооценки с помощью процедуры ранжирования С.А. Будасси. В основе исследования самооценки этой методики лежит способ ранжирования. Процедура иссле ...

Стадия устойчивости.
На второй стадии – «устойчивости» – секреция гормонов стабилизируется, активация симпатической системы сохраняется на высоком уровне. Это позволяет справиться с неблагоприятным воздействием и поддерживать высокую умственную и физическую р ...

Понимающий конформизм: бессознательное или эгоцентризм?
В связи с этим нужно подчеркнуть, что чувство неустойчиво аннигилирует социометрический ассоцианизм одинаково по всем направлениям. Восприятие самопроизвольно. Импульс отражает стимул, что отмечают такие крупнейшие ученые как Фрейд, Адлер ...