Аль-Фараби и его место в истории в казахской психологииСтраница 5
Человеческие общества аль-Фараби делит на два вида:
1. полные (совершенные)
2. неполные (несовершенные)
Полные, в свою очередь, подразделяются на три вида:
1. великие (ал-узма)
2. средние (ал-уустра)
3. малые (ас-сугра)
Великое общество – это совокупность обществ всех людей, населяющих землю, среднее – это объединение людей вкакой-то части земли (народы и народности), малое объединяет жителей одного города. Неполные (несовершенные) общества объединяют жителей села, квартала, улицы, дома. В социально-психологическом плане нашего внимания заслуживают идеи ученого, высказанные относительно неполных обществ, и в первую очередь о семье как микрочастицы города.
В «Афоризмах государственного деятеля» аль-Фараби анализирует структуру семьи
, считая ее самой маленькой клеточкой общества. В его понимании семья – это органически связанные между собой жители одного дома. В нем живут муж и жена, хозяин и слуга, родители и дети. Семья на основе своих внутренних ресурсов выполняет воспитательную функцию, может оградить человека от сложностей жизни, помочь не только в решении ее экономических, но и психологических проблем.
Моральное воспитание человека нужно начинать с малых лет, а в школе воспитательному процессу дать практическую направленность, для чего, прежде всего, следует воспитывать и самих воспитателей. По мнению аль-Фараби, глава добродетельного города и учитель – оба в одинаковой мере являются воспитателями, наставниками. Учитель воспитывает детей, а городской глава – всех жителей города. Поэтому они должны быть примерными людьми во всех отношениях. Настоящим воспитателем, общепризнанным вожаком может стать лишь тот, кто соединит в себе следующие двенадцать врожденных природных качеств
:
1. абсолютно совершенные органы, силы которых должны быть хорошо приспособлены для совершения действий
2. отлично понимать и представлять себе все, что ему говорится, хорошо осмысливать сказанное
3. хорошо сохранять в памяти все, что он понимает, видит, смыслит и воспринимает
4. владеть проницательным и прозорливым умом
5. овладеть выразительным слогом и уметь излагать с полной ясностью все, что он задумает
6. иметь любовь к обучению, к знанию, не испытывая ни усталости от обучения, ни мук от сопряженного с этим труда
7. быть выдержанным во всем
8. любить правду, ненавидеть ложь
9. обладать гордой душой и дорожить честью
10. презирать дирхемы, динары (денежные единицы) и прочие атрибуты мирской жизни
11. любить от природы справедливость, быть справедливым и к своим, и к чужим
12. быть не упрямым, не проявлять своенравности, но проявлять решительность при совершении того, что он считает, и быть при этом смелым, отважным, не знать страха и малодушия
Помимо этих врожденных качеств, они должны еще обладать и благоприобретенными свойствами (способностью посредством силы воображения или благоприобретенного интеллекта соединяться с деятельным интеллектом).
Много интересного заключают в себе взгляды аль-Фараби о филогенезе и онтогенезе психики. Заслуживают внимания мысли аль-Фараби, высказанные относительно различных ветвей психологических знаний того времени. Так, у него мы находим чрезвычайно интересные суждения относительно психологических проблем музыки, искусства, эстетики. Следует обратить внимание и на наследие аль-Фараби в области медицинской психологии. Проблемы обучения и воспитания в теоретико-методологическом плане также являются составной частью философско-психологического, этико-социологического учения мыслителя. Аль-Фараби известен и как педагог – методист.
В наши дни, когда вопросы развития личности, проблемы нравственного самовоспитания человека приобретают особую актуальность, необходимо придавать важное значение разработке прикладных аспектов личностного самоусовершенствования. В этой связи, ученых могут заинтересовать отдельные приемы, методы самовоспитания, которые в те далекие времена успешно использовал в своей практике аль-Фараби (самрвнушение, самонаказание, самоубеждение и т.д.).
Оперантное поведение как содержание бихевиоральной психотерапии
Личность, с точки зрения научения, - это тот опыт, который человек приобрел в течение жизни. Бихевиоральное (от англ. behaviour – поведение) направление занимается доступными непосредственному наблюдению действиями человека, как производн ...
Медицинская и психологическая модели психотерапии
В медицинской модели психотерапия предназначена для лечения, предупреждения или диагностики заболеваний. Это наиболее традиционная и распространенная модель психотерапии. Большое место в нашей стране в ней занимает раздел, получивший назв ...
Формы работы с детьми-инвалидами и семьями,
воспитывающими детей-инвалидов
1. Тематические экскурсии
2. Семейные вечера отдыха
3. Дискотеки
4. Конкурсы, викторины, беспроигрышные лотереи в развлекательных программах
5. Проведение конкурсов на лучшую мамину выпечку
6. Концерты детей-инвалидов
7. Праздники, ...