Активность личности. Связь личности с
деятельностью. Формирование и развитие личности.Страница 1
Основной источник активности личности – это потребности.
Все стороны личности проявляются в деятельности, и именно потребности заставляют действовать человека.
Потребность – это побуждение к деятельности, которая осознается и переживается человеком, как нужда в чем-то, или недостаток чего-либо.
Потребности бывают:
ü Естественные (природные) - непосредственно обеспечивают существование человека в пище, одежде, отдыхе, жилище и т.д. Это биологические потребности, но они отличаются от потребностей животных, Способ их удовлетворения у человека носит общественный характер.
ü Духовные или социальные потребности (чисто человеческие). Это потребность в; словесном общении с другими людьми, в знаниях культуры (чтение книг, посещение театров, музыка и т.д.).
ü Очень важное значение имеет потребность в труде.
Уровень развития потребностей влияет на уровень развития личности.
Нормальное состояние человека (если только он не спит) – активное, деятельное.
Активность бывает:
ü Внешней (движение, мышечные усилия).
ü Внутренней (психическая активность), которая наблюдается даже у неподвижного человека, когда он размышляет, читает, что-то вспоминает и т.д.
Деятельность – активность человека направленная на удовлетворение его собственных потребностей, а также требований к нему со стороны общества и государства.
Без деятельности невозможна человеческая жизнь:
ü В процессе деятельности человек познает окружающий мир.
ü Создает материальные условия жизни для себя – жилище, одежду, пищу.
ü В процессе деятельности создаются духовные продукты: наука, литература, живопись, музыка.
ü Своей деятельностью человек изменяет окружающий мир.
ü Деятельность человека формирует и изменяет его самого.
Для всякой деятельности необходимы психические процессы:
ü Внимание.
ü Память.
ü Мышление.
ü Воображение.
С другой стороны все эти психические процессы формируются и развиваются в деятельности, такова взаимосвязь психических процессов и деятельности.
Различают три основных вида деятельности:
ü Учебную.
ü Трудовую.
ü Игровую.
Они отличаются друг от друга по:
ü Результатам.
ü Мотивам.
ü Организациям.
Труд
основной вид деятельности и его результатом является создание общественно-полезного продукта (заводская и с/х продукция, написанная книга, музыка и т.д.)
Творческая деятельность
– ее результатом является создание нового оригинального продукта высокой общественной ценности (техническое изобретение, создание нового музыкального или художественного произведения, выведение новых сортов и т.д.)
Она требует наличия способностей, глубоких знаний, большого интереса к делу, но главным образом – напряженный труд, настойчивость и упорство в преодолении препятствий.
Ошибочно мнение, что талантливому человеку все достается без труда. Наоборот многие талантливые люди подчеркивали, что дело не столько в способностях, сколько в труде (Чайковский, Толстой, Репин и др.).
«Вдохновение – это такая гостья, которая не любит посещать ленивых». Чайковский.
Учение
- деятельность, направленная на приобретение знаний, умений, и навыков, необходимых для широкого образования и последующей трудовой деятельности.
Учение дает полезный продукт лишь на производственной практике, при обучении профессии.
Игра
не дает общественно значимого продукта.
Различны и мотивы этих видов деятельности:
ü Мотивом труда является осознание общественной необходимости.
ü Игра мотивированна интересом.
Различны и организация этих видов деятельности.
Труд и учение осуществляются в специально организованной форме, т.е. в определенное время и в определенном месте.
Игра связана со свободной организацией, ребенок играет в отведенное для этого время как хочет и сколько хочет.
Упражнение 2. «Монолог с двойником»
Это упражнение помогает членам группы развить спонтанность и предоставляет возможность попрактиковаться в умении быть двойником. Упражнение может также дать материал для психодраматического представления. Кто-то вызывается первым встать в ...
Следообразующая функция
Выше, при обсуждении отношений эмоций к процессам познания, мы познакомились с общим регулирующим влиянием эмоций, заключающимся в сосредоточении этих процессов на предметном содержании, имеющем эмоциональную окраску. В литературе особо в ...
Метод оценки переключаемости внимания
Методика «Пирамида–туннель»
Цель. Выявление и оценка индивидуальных различий в непроизвольном переключении (флюктуации) внимания.
Оборудование. 1. Плакат с двойным изображением (рис.2) 2. Секундомер.
Порядок исследования. Исследование ...