Психологическая работа с когнитивным компонентом самосознания подростка.
Приступая к исследованию процесса социализации личности подростка, психолог исходит из того, что ребенок родился в социальной группе – семье, которая не только должна обеспечивать его органические потребности, но и передавать ему все культурное наследие, аккумулированное ею на протяжении многих поколений. В такой семье, где существует дефицит родительской любви, дети не получают необходимого положительного заряда, отчего становятся пассивными и неуверенными, агрессивными и беспокойными. Неудовлетворенность отношениями в семье обычно компенсируется отношениями в неформальной группе сверстников, которая постепенно становится особо значимой для подростка в освоении социальной жизни. Он усваивает нормы и ценности такой группы, зачастую асоциального характера. Это сильно сказывается и на самосознании подростка, в частности, на его когнитивном компоненте.
Прежде чем принимать какие-либо меры, необходимо провести глубокую диагностику рассматриваемого феномена. Психологическая работа с подростками строится, опираясь на результаты диагностики. После диагностики, сравнения полученных результатов с нормой и составления программы работы с клиентом проводится само консультирование.
Психоконсультирование – это профессиональная помощь клиенту в поисках выхода из проблемной ситуации. Такую профессиональную помощь могут оказывать психологи, социальные работники, педагоги, врачи, прошедшие специальную подготовку. Клиент воспринимается консультантом как дееспособный субъект, ответственный за решение своей проблемы. При психоконсультировании психолог занимает нейтральную позицию.
К задачам консультанта относят:
1) эмоциональная поддержка и внимание к переживаниям клиента;
2) расширение сознания клиента;
3) изменение отношения к проблеме (от тупика к выбору решений);
4) развитие реалистичности;
5) повышение ответственности
и др.
Теория, которой пользуется психолог, задает организующие принципы для консультирования. Самое важное во всех разнообразных подходах к теории и практике консультирования – это индивидуальная культурная эмпатия, наблюдательность психотерапевта, его оценка личности, применение методов позитивного роста и развития. Основная методологическая позиция состоит в том, что предназначение человека жить и действовать, определяя свою судьбу, сосредоточение контроля и решений находится внутри самого человека, а не в его окружении. Психоконсультант должен поддерживать у клиента состояние психологического здоровья, давая человеку возможность соприкасаться со своим внутренним миром.
Существует достаточное количество литературы по психоконсультированию. Однако овладеть способами консультативной работы только по литературным источникам очень сложно, так как это требует активного практического обучения.
Изменяя когнитивный аспект самосознания школьника, консультант должен подбирать средства, побуждающие самого школьника поменять что-то в нужную сторону. Например, чтобы стимулировать отстающего ученика к учению, необходимо создать ситуации желания получения знаний на этапе восприятия нового материала. Это могут быть ситуации эмоционально благоприятные для восприятия знаний; ситуации, связанные с раскрытием практической и познавательной значимости изучаемого материала; ситуации, способствующие осознанию недостаточности своих знаний и умений, необходимости приобретения новых.
Таким образом, работа психолога по изменению самосознания подростка основывается на тех же принципах, что и любая другая работа консультанта, и заключается в нахождении путей стимуляции желания ребенка меняться.
Возрастная периодизация в теории деятельности
В отечественной психологии в исследованиях проблем детства развиваются два крупных направления. Первое – изучение отдельных сторон детской жизни, фактов, второе – вопросы общих подходов к исследованию детства в целом.
Периодизация – деле ...
Семейная психотерапия и семейное консультирование
Создание психологической службы, закрепленное в системе образования официальными документами 1989, 1993 гг., подготовка практических психологов, появление психологических центров и консультаций дало резкий толчок к развитию психологическо ...
Упражнение 9. «Монолог»
Протагонист вербализует свои мысли и чувства вслух для зрителей. Он выходит из разыгрываемой в данный момент сцены и произносит монолог о том, какие внутренние реакции она у него сейчас вызывает. Обычно ему предлагается рассказывать о сво ...