Особенности развития когнитивного компонента самосознания у подростков. Понятие «самосознание». Его формирование. Структура.
Страница 2

Психология » Когнитивный компонент самосознания у подростков » Особенности развития когнитивного компонента самосознания у подростков. Понятие «самосознание». Его формирование. Структура.

Подростковый возраст – это не только период физического становления, но и этап когнитивного развития, важной функцией которого является построение теории самого себя.

Очень важно, чтобы у ребенка сформировалась адекватная Я-концепция. Выделяют 6 различных Я:

- реальное Я человека;

- собственное Я в представлении самого человека;

- его Я в представлении других людей;

- представления человека о том, что о нем думают другие;

- представления о том, каким ему хотелось бы стать;

- представления о том, каким его хотели бы видеть другие.

Рут Стренг выделила 4 основных аспекта Я:

1) общая Я-концепция – представление о своей личности и восприятие своих способностей, а также статуса и ролей во внешнем мире:

2) индивидуальные временные или переходные Я-концепции – концепции, зависящие от настроения, ситуации и т. п.;

3) социальная Я-концепция – представление о том, что о человеке думают другие люди;

4) идеальная Я-концепция – то, каким подросток хотел бы стать.

Эти представления могут быть заниженными, завышенными или реалистическими. Реалистические приводят к принятию самого себя, психическому здоровью, достижению целей [23].

Таким образом, самосознание можно определить как отношение личности к себе, оценивание личностью самой себя, ее мысли и мнения о себе, сформированные на основе жизненного опыта и оценок других людей.

Страницы: 1 2 

Подготовительный этап
Постановка проблемы. Проблема (от греч. problema – задача, задание) есть теоретический или фактический вопрос, требующий разрешения. Этот вопрос может встать перед исследователем как некоторый пробел в знаниях и умениях, необходимых в пра ...

Современный этап развития психологии. Формирование первых парадигм
С 60-х годов XIX в. Начался новый период развития психологической науки. Основными характерными чертами которого являются: 1. Появление первых научных парадигм, институтов и профессионального психологического сообщества, 2. Формирование ...

Операции
Следующий уровень структуры деятельности – операции, каждое действие состоит из системы движений или операций, подчиненных определенной цели. Операции характеризуют частичную сторону выполнения действий, они мало осознаются или совсем не ...