Требования к специалистам, изучающим рисунок
Использование рисунков психологии выдвигает определенные требования к специалистам. Для работы с рисунками необходим большой опыт. Рисунок раскрывает много возможностей, но и требует значительного труда и терпения от исследователей, чтобы эти возможности использовать. Психологический анализ рисунка возможен, а сведения, получаемые из такого рода анализа, целесообразно использовать в психодиагностической практике. Кроме того, любое изображение можно проанализировать как с точки зрения его качественных особенностей, так и с точки зрения его количественных составляющих. А это значит, что, как говорилось ранее, рисунок может быть проверен на степень его валидности и надежности. Количественные и качественные параметры оценки рисунка можно сопоставлять со многими другими параметрами психодиагностических методик, что и было выполнено в нашем исследовании. Рисуночные тесты,
как особая разновидность психографических методов, часто используются в практической диагностике и нередко служат единственным средством развития общения между психологом и консультируемым: в рисунках содержится обилие «сигналов» для психолога, которые можно использовать для построения диалога с консультируемым. Последний, в свою очередь, в процессе общения с психологом использует не только слова, но и образы. Рисунки, как показывает опыт, имеют яркие индивидуальные различия, что дает возможность построения на их основе естественных психологических классификаций и типологий, и это достигается значительно быстрее, чем применение других методов. Анализ рисунков, письма, «изобразительного языка» в целом не только расширяет диагностические возможности, но и способствует более глубокому пониманию душевного состояния человека, его видения мира и социальной ориентации. Однако за многими достоинствами графических методов, простотой и доступностью их применения стоят высокие требования к специалисту- психологу, их использующему. Необходимы длительная практика, чрезвычайная осторожность в интерпретации и умение правильно формировать сложный комплекс методик, поскольку графические методы, по нашему убеждению, не должны применяться изолированно от других методов.
Успеваемость учащихся экспериментальной группы после проведения работы по
повышению самооценки.
Таблица №6
Группы
«А»
«В»
«С»
«D»
Эксперимент, до начала работы
41%
23,5%
35,5%
Эксперимент, после проведения работы
18%
41%
23,5%
18%
Если сравнивать результаты в контрольной группе до ...
Теоретические основы психотерапии
Психотерапия – это процесс, при котором человек, желающий избавиться от симптомов или проблем, с которыми он сталкивается в своей жизни, или стремящийся к личностному росту, имплицитно или эксплицитно заключает контракт на определенное – ...
Вступление
Подавляющее большинство людей почти всю свою сознательную жизнь проводят в организациях. Начиная с яслей и кончая домом для престарелых, человек сознательно или бессознательно, добровольно или по принуждению, заинтересованно или с полно ...