


Личность как самоуправляемая система
Личность как самоуправляемая система осуществляет:
1. вызов, задержку процессов (действий, поступков),
2. переключение психической деятельности,
3. ее ускорение или замедление,
4. усиление или ослабление активности,
5. согласование побуждений,
6. контроль за течением деятельности путем сличения намеченной программы с осуществляемыми действиями,
7. координацию действий.
Для решения этих задач формируются следующие основные механизмы «я»: 1) контроль
; 2) согласования
; 3)санкционирования
; 4) усиления
.
Контроль
- осуществляется произвольным внимание, он направлен не только на внешний, но и внутренний мир. Благодаря произвольному вниманию восприятие становится более полным и точным, движения и в целом действие осуществляется по задуманному плану, мыслительные процессы не теряют целенаправленности и логичности и т.д.
Чрезвычайно важной функцией «я» является согласование.Процесс согласования, как говорил И.П. Павлов, есть соотношение побуждений с действительностью и моральными нормами. Очевидно, что согласование представляет функцию мышления. Согласование завершается санкционированием
, т.е. утверждением намерения и определения плана действий. Санкции могут быть различными в зависимости от воспитанности личности, они могут побуждаться корыстными интересами или высокими моральными принципами. Санкция характеризует не только направленность, но нередко и личность в целом. Многие психологи, в особенности А.Ф. Лазурский и М.Я. Басов, придавали исключительное значение волевому усилию
. Усилие представляет важнейшее и специфическое проявление волевой саморегуляции личности, «я», стоящее в центре самосознания, в актах самоуправления использует различные психические процессы, основными из них являются воля, мышление. «я», входя в структуру личности, имеет собственную структуру, которая включает: 1) представление о том, каково «я» есть, и каково «я» должно быть в идеале, 2) совесть. Имеющую тенденцию у морально воспитанного человека привести в соответствие реальное поведение к идеальному. Самоуправление личности имеет два вида: 1) оперативное,
или повседневное, и 2) перспективное
, которое определяется дальними целями. Самоуправление может различаться по типам. Первый
определяется как морально-волевой и второй
– как аморально-волевой
.
Ситуации и факторы, порождающие ролевые конфликты.
Использование ролевого подхода к встраиванию человека в организацию может сопровождаться возникновением конфликтов по выполнению ролей и появлением ряда проблем, осложняющих существование и функционирование организации.
Очень часто в ор ...
«Мозговой штурм» как вид творческого воображения
Порождение ценных идей - процесс творческий и совершенно непредсказуемый.
Мозговой штурм – методика стимуляции творческой активности и продуктивности, исходящая из предположения, что при обычных приемах обсуждения и решения проблем возник ...
Взгляды Л.С.Выгодского. Развитие взглядов Л.С.Выготского
Говоря о достижениях Л.С.Выготского, прежде всего нужно отметить совершенное им расширение сферы психологии. Именно Л.С.Выготскому принадлежит идея орудия, направленного на управление поведением человека. В качестве таких орудий он называ ...
