Классификация речевых нарушений

Дети с нарушениями речи подразделяются на ряд субкатегорий в зависимости от этиопатогенеза, клинической формы речевого де­фекта, глубины и системной распространенности речевого расстрой­ства, задач, содержания и методов логопедического воздействия. Глубокие нарушения различных сторон речи, ограничивающие возможности пользования языковыми средствами общения и обоб­щения, вызывают специфические отклонения со стороны других высших психических функций — внимания, памяти, воображе­ния, вербально-логического мышления, эмоционально-волевой и личностной сферы и др., которые часто осложняют картину рече­вого нарушения ребенка. Качественная специфика и выраженность таких отклонений вторичного порядка связана с формой и глуби­ной речевого расстройства, а также со степенью зрелости речевой системы и других высших форм поведения ребенка к моменту дей­ствия патологического фактора.

Современные классификации речевых нарушений ориентирова­ны, в первую очередь, на дифференциацию первичных нарушений. Речевые нарушения у детей и подростков рассматриваются в различных аспектах:

• в аспекте локализации поражения и психофизической орга­низации речевой деятельности (сенсомоторный уровень; уровень значений и смысла). На этой основе выделяется степень выражен­ности ряда речевых дефектов. Такой подход близок к нейропсихологическому направлению в изучении речевых нарушений и применяется наиболее широко в комплексных исследованиях детей школьного возраста и подростков;

• в аспекте этиопатогенеза. Выделяются органические и функ­циональные причины нарушения и характерные симптомокомплексы речевых нарушений. В настоящее время этот подход отра­жен в клинико-педагогической клас­сификации:

Психотипы людей и их поведение в труде, бизнесе, сотрудничестве
Природа и источники индивидуальных различий человека является предметом изучения отдельных областей психологии. Индивидуальными свойствами могут выступать как отдельные, частные особенности (например, время реакции, особенности восприятия ...

Стандартизация
Стандартизация теста подразумевает единообразие процедуры проведения и оценки выполнения тестовых заданий. Для того чтобы показатели, полученные разными людьми, были сравнимы, условия тестирования должны быть одинаковыми для всех. Такое т ...

Лидерство в современной семье
Распределение ролей и функций в семье тесно связано с понятиями лидерства в семье. В связи с этим нужно отметить, что «…сейчас глава семьи – не глава «по закону», а лидер, то есть чье психологическое влияние признается добровольно». Потом ...