Влияние социума на специфику структур интегральной индивидуальности
Страница 2

Психология » Анализ целостной структуры индивидуальности » Влияние социума на специфику структур интегральной индивидуальности

Примечание: в таблице приведены значимые факторные веса, ноль и запятая опущены. ИИ - интегральная индивидуальность; ПД – психодинамический уровень; ВСИ— вторичные свойства индивида; Л — личностный; МИ — уровень метаиндивидуальности.

Данные, приведенные в таблице 1, изучались с использованием следующих критериев:

1. Средняя величина насыщенности каждого уровня интегральной индивидуальности значимыми факторными весами.

Таблица 2. Средние значения насыщенности каждого уровня интегральной индивидуальности значимыми весами

Городская выборка

Сельская выборка

Уровень ИИ

Среднее значение

Уровень ИИ

Среднее значение

ПД

2,16

ПД

2,7

ВСИ

3,24

ВСИ

2,16

Л

1,13

Л

2,31

МИ

1,62

МИ

1,08

структура интегральный индивидуальность

Согласно полученным данным в городской и сельской выборках обнаружены как сходства, так и различия. Сходным является то, что выделено одинаковое количество значимых факторов, показатели средней насыщенности каждого уровня значимыми весами обнаруживают наличие сходства по уровню метаиндивидуальности и психодинамическим особенностям, что свидетельствует о приблизительно одинаковом вкладе показателей данных уровней в приспособительную деятельность старших школьников.

Различия связаны с более значимым влиянием особенностей познавательных функций (уровень вторичных свойств индивида) в структуре индивидуальности у городских школьников и личностных качеств у сельских школьников.

2. Наполняемость выделенных факторов разноуровневыми показателями интегральной индивидуальности.

Как видно из таблицы 1, в городской выборке один из пяти факторов (2-й) является полным, то есть содержащим показатели всех уровней интегральной индивидуальности, а остальные четыре — частичными, но тем не менее они содержат показатели 3-х уровней ИИ.

В сельской выборке из пяти факторов один полный (1-й), один фактор содержит показатели 3-х уровней ИИ (3-й) и 2 фактора состоят из Показателей 2-х уровней (2-й и 5-й факторы). То есть по сравнению с сельской выборкой у городских школьников обнаруживаются более Упорядоченные, целостные структуры ИИ, хотя как в той, так и в других выборках обнаружено одинаковое количество полных и частичных факторов.

3. Количество облических зависимостей в структуре ИИ.

У городских школьников выявлена одна облическая зависимость между показателями психодинамического уровня, в то время как у сельских школьников — три облические зависимости, одна между психодинамическими свойствами и две между свойствами личностного уровня. Эти данные говорят о том, что у школьников сельского социума структуры интегральной индивидуальности более пластичны и не так жестко детерминированы, как у школьников городского социума.

Таким образом, внешняя детерминация (принадлежность к различному социуму) оказывает воздействие на структурирование интегральной индивидуальности. Однако следует отметить, что это влияние — результат не только одностороннего процесса (специфических условий жизнедеятельности, обстоятельств и т. д.), это и результат встречного процесса — процесса развития специфических внутренних особенностей индивидуальности, проживающей, в частности, в конкретном социуме. Внешняя и внутренняя детерминация не взаимоисключающие понятия, они являются взаимодействующими факторами «Строго говоря, внутренние условия выступают как причины (проблема саморазвития, самодвижения, движущие силы развития, источники развития находятся в самом процессе развития как его внутренним причины), а внешние причины выступают как условия, как обстоятельства» (С. Л. Рубинштейн «Человек и мир», 2007).

Страницы: 1 2 3

Понятие культура и цивилизация, их смысловое значение
Всю свою многотысячелетнюю историю человечество практически только тем и занималось, что создавало рукотворную природу, утверждая себя в качестве силы, стоящей над природой. Оно достигло того, чего хотело, создав антропогенную среду, не м ...

Количество или единодушие?
Получив действительно значительные показатели конформности испытуемых, Соломон Аш задался рядом вопросов с целью более подробного изучения феномена. Исследователь поставил перед собой задачу выяснить, какой фактор влияния большинства бол ...

Характеристика требования к составлению программ коррекции
Требования к программам определяются основными принципами психолого-педагогической коррекции: единство коррекции и развития, единство возрастного и индивидуального развития, единство диагностики и коррекции развития, деятельностный принци ...