Влияние социума на специфику структур интегральной индивидуальностиСтраница 1
Для анализа целостной структуры индивидуальности В.В. Белоусом были разработаны три критерия, которые мы будем использовать и для анализа особенностей структурирования индивидуальности (В. В. Белоус, 2010). Эти критерии таковы:
1. Средняя величина насыщенности каждого уровня индивидуальности значимыми факторными весами. «Чем больше среднее значение любого природного или социального уровней, тем сильнее их влияние на успешное достижение конечного результата».
2. Наполняемость каждого фактора конкретными разноуровневыми свойствами индивидуальности (полная или частичная структура фактора по исследуемым уровням). Чем полнее структура фактора, тем более развитой и гармоничной является интегральная индивидуальность.
3. Характер межфакторных связей свойств интегральной индивидуальности (ортогональные или облические). «В ортогональных структурах один и тот же показатель принадлежит одному-единственному фактору, в облических структурах — разным факторам. Это означает, что ортогональные структуры либо однозначны, либо одномногозначны. Они сужают и ограничивают возможности человека. Облические структуры — многомногозначны и обладают гибкостью и пластичностью приспособления к изменяющимся условиям объективной ситуации».
В качестве испытуемых выступили городские и сельские ученики старших классов. Гипотеза исследования состояла в том, что в зависимости от принадлежности к социуму (городскому и сельскому) структуры интегральной индивидуальности различаются.
В исследовании были использованы 36 показателей разноуровневых свойств индивидуальности, принадлежащих психодинамическому уровню, уровню вторичных свойств индивида, личностному и уровню метаиндивидуальности. Особенности структурирования интегральной индивидуальности изучались с помощью факторного анализа из пакета прикладных программ «STATISTICA».
Таблица 1. Данные факторного анализа выраженности свойств
интегральной индивидуальности до ротации
(городская и сельская выборка)
Уровни ИИ |
Уровни ИИ |
Городская выборка |
Сельская выборка | ||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 | ||
ПД |
1 |
-44 |
47 | ||||||||
2 |
56 |
54 | |||||||||
3 |
65 | ||||||||||
4 |
47 | ||||||||||
5 |
46 |
-44 |
41 | ||||||||
6 |
-44 |
-40 | |||||||||
7 |
-67 |
-44 | |||||||||
ВСИ |
8 |
43 |
45 | ||||||||
9 |
52 | ||||||||||
10 |
-44 |
40 |
47 | ||||||||
11 |
58 |
48 | |||||||||
12 |
54 |
54 | |||||||||
Л |
13 |
-46 | |||||||||
15 |
-52 |
-49 | |||||||||
16 |
67 | ||||||||||
17 |
57 | ||||||||||
18 |
55 |
69 | |||||||||
21 |
-44 |
44 |
-42 | ||||||||
22 |
-50 |
-55 | |||||||||
23 |
54 | ||||||||||
24 |
-51 |
66 | |||||||||
25 |
-70 | ||||||||||
26 | |||||||||||
МИ |
27 |
44 |
65 | ||||||||
28 | |||||||||||
29 |
-59 |
-71 | |||||||||
30 |
43 | ||||||||||
31 |
-40 | ||||||||||
34 |
-42 | ||||||||||
35 |
50 | ||||||||||
36 |
48 |
Личность. Структура личности
Понятие личности относится к числу наиболее сложных в человекознании. В русском языке давно употребляется термин "лик" для характеристики изображения лица на иконе. В европейских языках слово "личность" восходит к лати ...
Методы исследования внимания
Сбор объективной информации об особенностях внимания может основываться на неэкспериментальных методах, и методах экспериментальных предъявляющих более строгие требования к процедуре исследования.
Среди неэкспериментальных методов главны ...
Предмет и значение логики.
Термин «Логика» происходит от греческого слова logos , что значит «мысль, слово, разум», и используется как для обозначения совокупности правил, которым подчиняется процесс мышления, отражающий действительность, так и для обозначения наук ...