Стиль работы руководителя. Психологические типы руководителей и их краткая характеристика
Страница 2

Психология » Социально-психологические аспекты работы с кадрами в ОВД » Стиль работы руководителя. Психологические типы руководителей и их краткая характеристика

Руководителю следует систематически анализировать своё поведение, методы и стиль работы, объективно оценивать свои недостатки и стараться от них избавиться. Руководитель должен помнить, что он ни при каких обстоятельства, даже самых трудных, не имеет права теряться и прекращать борьбу за выполнение поставленных перед коллективом задач.

Психологи разных школ составили множество классификаций руководителей, но самой первой и соответственно классической является классификация Курта Левина, американского психолога. Он описал три основных стиля руководства: авторитарный, демократический и либеральный.

“Диктатор”. Как правило, в кабинетах Диктаторов тихо, двери закрыты, у большинства сотрудников плечи слегка приподняты, голова вытянута вперед и взгляд испуганный, слегка исподлобья. Не все сотрудники осознают это, так как мысли их, так же как и действия, находятся под жестким контролем. У каждого сотрудника есть своя должностная инструкция. И лежит она не где-нибудь в дальней папке в отделе кадров, а в ящике собственного стола. Диктатор пресекает любую инициативу как недопустимое своеволие и дерзкое свободомыслие. Решения Диктатор принимает единолично и обсуждать ничего ни с кем и никогда не собирается. Подчиненные – это инструмент для реализации воли начальника. И как любой другой испорченный инструмент, он легко заменяет одних сотрудников другими. Пословица “Я начальник – ты дурак” сложена про него.

“Демократ”. Демократ часто созывает совещания для выработки и принятия общих решений. Он всячески поощряет коллегиальность и любую инициативу. Он умело делегирует полномочия и разделяет ответственность. Всегда готов принять участие в общем веселье и, как правило, является желанным гостем на любой вечеринке. При этом он любит, когда про него говорят хорошие слова и демонстрируют ему свою симпатию и лояльность. Демократ отличается искренним вниманием к сотрудникам. Знает, у кого, сколько детей, бывает в курсе семейных проблем. Для него каждый сотрудник – интересная личность. При такой кажущейся мягкости дисциплина в коллективе не страдает, народ работает не за страх, а за совесть. После окончания рабочего дня работают из интереса и азарта, зная, что их достижения будут замечены и оценены по достоинству. Для осуществления контроля Демократ обычно находит себе соответствующего заместителя и иногда играет со своими подчиненными в игру “хороший и плохой парень”. Как правило, Демократ отличный политик и тонкий дипломат.

“Либерал”. Термин “руководство” не очень ему подходит. Он, скорее, числится руководителем, является формально назначенным начальником. Старается избежать ответственности и принятия решений. Ссылается на авторитет “партии и правительства”, президента и прочих вышестоящих. Требовательность, контроль, дисциплина в его организации отсутствуют. Часто Либерал не имеет сильной воли и четкой цели, не обладает глубокими знаниями и стремлением овладеть ими. Но может достаточно долго занимать руководящий пост, если ему нравится размер зарплаты и при этом начисто отсутствует “охота к перемене мест”. При особо благоприятных обстоятельствах он может даже гордиться своей миссией. Уважением в коллективе Либерал не пользуется, чаще всего это снисходительное отношение со стороны сотрудников.

Существует множество классификаций психологических типов руководителей. [7]

В психологической структуре личности руководителя выделяют 3 основных блока профессионально важных качеств:

1. Профессиональная компетентность, включающая в себя знания, умения, навыки (специальные); административно-правовая, экономическая компетентность, социально-психологическая компетентность, т. е. знания в сфере психологии.

2. Педагогические способности – способности влиять на других людей с целью направленного изменения свойств и состояний этих людей.

3. Организационные способности (ведущий блок) т. е. способен к согласованию и координации совместной деятельности людей, способность ставить задачи, стимулировать, контролировать совместную деятельность исполнителя и добиваться решений поставленных задач.

4. Нравственно-этические качества (способность человека соблюдать нормы профессиональной этики).

5. Коммуникативные способности (к деловому общению).

В зависимости от доминирования выраженности у конкретного руководителя одного из 3-х ведущих компонентов выделяют типы руководителей 1. Руководитель-специалист. Доминирование профессиональной компетенции перед организационными, психологическими и педагогическими способностями.

- не любит работать с людьми;

- дифференцирует специальные профессиональные и организаторские вопросы - основной его вклад в совместную деятельность коллектива – решение профессиональных вопросов;

- имеет большой индивидуальный вклад, личные достижения, но как организатор и наставник более низкий вклад.

2. Руководитель-организатор. Доминирование организационных особенностей при относительно слабых педагогических способностях и профессиональной компетенции.

Страницы: 1 2 3

Профессионализм и профессиональное самосознание
Профессионал - это « .тип отношения к миру, который характеризуется «дистантным» отношением к предмету, и рациональным преобразованием жизненного материала»[1]. Профессионал отличается особым отношением к миру, ценностной установкой, дом ...

Феноменологическое самонаблюдение
Гештальтпсихология была основана как психологическое направление в начале 10-х гг. XXв. тремя немецкими психологами — Максом Вертгеймером, Вольфгангом Кёлером и Куртом Коффкой. Условной датой рождения этого направления считается 1912 год ...

Индивидуальные различия в мышлении
Виды мышления являются вместе с тем типологическими особенностями умственной и практической деятельности людей. В основе каждого вида лежит особое отношение сигнальных систем. Если у человека преобладает конкретно-действенное или конкретн ...