Заключение
Итак, рассмотрев понятия «индивид» и «ситуация» в их взаимообусловленности и взаимовлиянии, вскрыв некоторые аспекты основных теорий, рассматривающих роль ситуации в определении деятельности индивида, хочу высказать свою точку зрения на данную проблему.
Необходимо сказать о том, что в психологической науке имеется ряд теорий, анализирующих порядок взаимодействия ситуации и индивида. Все также остаются дискуссионными вопросы, касающиеся того, что же определяет поведение индивида в определенной жизненной ситуации. Влияет ли сама ситуация на поведение и выбор индивида, либо это всецело зависит непосредственно от биологических внутренних предпосылок личности.
В процессе работы над темой, меня особенно заинтересовала и заставила задуматься психоаналитическая теория Зигмунда Фрейда. Прежде всего я считаю, что Фрейд явно недооценивает роль сознания и социального окружения (ситуации) в процессе формирования и бытия индивида. Фрейд утверждал, что ведущую роль в организации жизнедеятельности человека играют различного рода биологические механизмы. Изучив теорию, меня особенно удивило что, по Фрейду, отличие невротика от здорового человека не имеет принципиального значения. Я считаю, что Фрейд неправомерно распространяет частные выводы своей клинической практики на человечество в целом, он возвел эти выводы в догму своей метапсихологии и провозгласил сексуальный инстинкт основной детерминантой человеческой деятельности. С этим нельзя согласиться в полной мере.
Таким образом, анализ психологической литературы позволяет говорить о том, что в процессе взаимодействия индивида и ситуации, прежде всего нельзя недооценивать уровень влияния второго понятия на первое. Поэтому при объяснении мотивации поведения индивида в жизненной ситуации необходимо учитывать не только биологический (внутренний), но и социальный (внешний) аспект.
Методы исследования внимания
Сбор объективной информации об особенностях внимания может основываться на неэкспериментальных методах, и методах экспериментальных предъявляющих более строгие требования к процедуре исследования.
Среди неэкспериментальных методов главны ...
Психологический конфликт в детско-родительских отношениях
Пожалуй, нет семьи, где бы не возникали хотя бы кратковременные конфликты между родителями и детьми. Часто повинны в этом сами родители. Так случается, что они не понимают особенностей психики детей и подростков, не знают их типичных «пов ...
Взаимодействие членов коллектива в процессе общения
В процессе общения в коллективе создается своеобразный общий банк идей, способов и приемов решения конкретных задач, которые используются в совместной деятельности для решения новых задач. Необходимо подчеркнуть, что деловое общение спосо ...