Возрастной период и ведущая деятельность
Понимание специфики возрастного периода с опорой на его ведущую деятельность позволяет, с одной стороны, диагностировать уровень психического развития детей, а с другой - обнаружить соответствие или несоответствие психического и паспортного возрастов ребенка. По мнению Л.С. Выготского, психическое развитие ребенка определяется двумя уровнями. Во-первых, это актуальное развитие, которое характеризует "вчерашний день" развития ребенка, а во-вторых, это зона его ближайшего развития. Понятие зоны ближайшего развития в последние годы широко используется в трудах отечественных и зарубежных авторов (В.П. Зинченко, А.Г. Асмолов, С. Виджетти, Д. Белмонт, Т.В. Ахутина и другие).
Использование этого понятия в возрастной психологии невозможно без определения ведущей деятельности. Именно в рамках ведущей деятельности ребенок действует в зоне своего ближайшего развития. Это подтверждается многочисленными экспериментальными исследованиями, суть которых наиболее полно выражена в известном высказывании Л.С. Выготского: "В игре ребенок становится выше себя на голову".
Таким образом, понятие ведущей деятельности является, с одной стороны, весьма конструктивным для психологии, но, с другой стороны, все же оставляет нерешенным ряд как теоретических, так и практических проблем. Представляется справедливой позиция Э.Г. Юдина, утверждавшего, что деятельность из всеобщего объяснительного принципа должна стать предметом изучения психологии.
Выход может быть найден в том, чтобы рассматривать понятие ведущей деятельности вне рамок деятельностного подхода и превратить его из всеобщего объяснительного принципа в рабочий термин возрастной психологии, рядоположный со столь же мощными основополагающими понятиями. Основанием для этого может стать тот факт, что термин "ведущая деятельность" использовался в психологии задолго до возникновения деятельностного подхода.
Представляется целесообразным в этой логике возвращение к периодизации психического развития, предложенной Л.С. Выготским, где этот термин был использован при характеристике одной из деятельностей ребенка.
Ассоциирование эмоций с мимикой
-удивление – поднятые брови, широко открытые глаза, опущенные вниз кончики губ, приоткрытый рот;
-страх – поднятые и сведенные брови, уголки губ опущены и слегка отведены назад, губы растянуты в стороны;
-гнев – брови опущены вниз, изог ...
Непроизвольные реакции
Эти реакции плохо поддаются контролю и, как следствие, являются очень информативными.
Стандартное прочтение этих реакций:
-покраснение лица – стыд, гнев;
-побеление лица – страх, чувство вины;
-расширение зрачков – интерес, удовольств ...
Мимика
Чаще всего объектом исследования выступает лицо человека. Единица анализа лицевого выражения – мимический признак.
Первые и зачастую главное впечатление о человеке можно составить из наблюдения гримас его лица.
Наслаждение возникает при ...