Природа психологических проблем с точки зрения А.Бека
Когнитивные схемы могут быть как адаптивные (нормальными, адекватными), так и неадаптивными (аномальными, неадекватными). Бек считает, что у каждого человека в когнитивном функционировании имеется слабое место – «когнитивная уязвимость», которая может проявиться стрессовой, психотравмирующей ситуации. Большинство ситуаций оцениваются человеком по двум основным параметрам: опасности – безопасности и боли – удовольствия. Стрессовыми являются ситуации, связанные с психологическим, физическим или психосоциальным риском. В таких ситуациях происходит своеобразный когнитивный сдвиг, или аберрации мышления (уклонение, отдаление, заблуждение), под которой Бек понимал нарушения на когнитивной стадии переработки информации, искажающие видение объекта или ситуации, - и нормальная когнитивная стратегия (обеспечивающая правильное восприятие и интерпретацию данных) заменяются аномальной – «тревожной программой», «депрессивной программой», «панической программой» и.т.д. Когда это случается, человек начинает испытывать симптомы тревоги, депрессии или паники. Например, в «когнитивную триаду депрессии» входят: 1. негативное представление о себе; 2. негативный взгляд на мир; 3. пессимистический взгляд на будущее. Получив негативный опыт в некоторый жизненных ситуациях, люди начинают интерпретировать последующие ситуации сквозь призму этого опыта.
Метод оценки переключаемости внимания
Методика «Пирамида–туннель»
Цель. Выявление и оценка индивидуальных различий в непроизвольном переключении (флюктуации) внимания.
Оборудование. 1. Плакат с двойным изображением (рис.2) 2. Секундомер.
Порядок исследования. Исследование ...
Психопатологические синдромы у детей дошкольного возраста, способы их
коррекции. Ранний детский аутизм.
Детские расстройства, охватывающие период от рождения до 16-летнего возраста, не всегда распознаются в момент своего возникновения. Это можно обьяснить тем, что дети не столь глубоко проникают в свое собственное психическое функционирова ...
Строение человеческой деятельности. Структура
деятельности
Деятельность человека имеет свою структуру: мотив, способы и приемы деятельности, цель и результат; а также в структуре деятельности следует различать субъект и объект деятельности.
Субъект – тот, кто осуществляет деятельность, объект – ...