Различия теорий сновидений З.Фрейда и К.Г.Юнга
З.Фрейд |
К.Г.Юнг |
1.Сновидения поставляют материал, который помогает восстановить детские воспоминания, понять невроз и личность невротика либо здорового человека. Фрейд трактовал сновидения как душевные явления, которые выполняют защитные функции. Сновидения – это «неврозы нормального человека», символические исполнение вытеснение желаний. Фрейд различал явное и скрытое содержание сновидений. Явное – это то, что фактически видится во сне, скрытое – это то, что обнаруживается за образами сновидения, за его сюжетом. 2.1.Сгущение – совмещение различных элементов в один (например, элементов из прошлого и настоящего); 2.смещение – выдвижение незначительных деталей на первый план; 3.символизация – замена каких либо элементов бессознательного символическими эквивалентами; 4.вторичная обработка – приведение хаотичного материала в связанный сюжет. Скрытое содержание сновидения обнаруживается в процессе его анализа. Задача терапевта в том, чтобы с помощью анализа символики открытого материала выявить скрытое значение. |
1.Сновидение – послание человека самому себе. Юнг рассматривал сновидение как прямой канал связи с бессознательным, когда оно говорит на единственно возможном языке – языке символов. Сновидение не является защитным занавесом (как у Фрейда), за которым скрываются реальные фигуры из прошлого, а само по себе выполняет важную функцию передачи экзистенциального послания бессознательного. 2.1.Сновидение выполняет компенсаторную функцию. Сновидение является противоположностью бодрствующего состояния и в отношении его выполняет компенсаторную функцию. Оно дает возможность заявить о себе и развиться тому, что вытесняется и не находит развития в сознании. Юнг видел в сновидении в сновидении попытку справиться с проблемой, которую не может решить, не замечает или отвергает Эго. 2.Преимущество проспективного анализа сновидений перед ретроспективным. Ретроспективный анализ направлен на понимание значения сновидения в контексте событий и ситуаций прошлого, на выяснение причиной связи между прошлым и настоящим (Фрейд). Проспективный аспект открывает в символах сновидений будущее человека, зреющие в бессознательном душевные движения, цели и перспективы личности (Адлер). Сны отражают насущные потребности человека и дают ему шанс сделать новый шаг на пути изменений.2.Объективные и субъективный уровни интерпретации сновидений. Сначала образы сновидений рассматриваются на объективном уровне – уровне ситуации, связанном с событиями и отношениями во внешнем мире. Затем образы сновидений рассматриваются на субъективном уровне – как проекции (персонификации) личностных структур. На этом уровне анализируется деятельность психики в целом и отдельных ее компонентов.3. Индивидуальность и многозначность символики сновидения. Образы сновидения Юнг трактовал не как стандартные символы, имеющие фиксированные значения. Трактовка любого образа может иметь множество вариантов. 6. Архетипичный характер символики сновидения. Юнг считал, что есть сны, в которых по преимуществу представлены универсальные (архетипичные) образы. Смысл всегда индивидуален. 7. Расширение содержания сновидения. В психоанализе предоставляются дополнительные возможности для расширения материала сновидения. Клиенту можно предложить нарисовать сновидение, пластически выразить его, разыграть продолжение сна, поговорить с образом. |
Основные направления в работе с семьей
1. Глубокая социальная диагностика с целью изучения особенностей внутрисемейного воспитания.
2. Разработка и реализация совместно с семьей индивидуальных программ помощи собственному ребенку.
3. Просвещение родителей и других членов сем ...
Воображение. Общая характеристика воображения
Психический процесс построения нового образа на основе имеющегося опыта называется воображением. Воображение неразрывно связано с памятью и мышлением, оно является специфически человеческим видом психической деятельности, возникшим в резу ...
Диссонанс и консонанс
27 августа 1957 года вышла из печати книга Леона Фестингера, называвшаяся «Теория когнитивного диссонанса».
Достаточно сказать, что концепция лидера гуманистов — сугубо умозрительная, а теория когнитивного диссонанса построена на экспери ...