Становление Эго-идентичности в школьном возрасте и в период юности
Четвертый психосоциальный этап развития человека начинается от шести лет и длится до двенадцати и отвечает латентной фазе в теории З. Фрейда. Допускают, что в это время ребенок приобретает культурные элементарные навыки, существенно растут ее способности к логическому мышлению, самодисциплине и взаимодействию с другими. У детей-подростков развивается чувство трудолюбия, когда они начинают постигать технологию культуры, учась в школе. Эго-идентичность воспитанника можно сформулировать так: «Я – то, чего научился». Опасным на этой стадии является возникновение чувства неполноценности, или некомпетентности. Например, если школьник сомневается в собственных способностях или статусе в среде ровесников, то это вызывает у него нежелание учиться. Ощущение неполноценности может также развиться, когда сам юный потомок обнаруживает, что его пол, раса, религия, социально-экономический статус определяют личностную значимость и достоинство. В итоге иногда теряется уверенность в способности эффективно функционировать в обществе. Ощущение компетентности и трудолюбия у детей 6-12 лет зависит от школьной успеваемости. Но эти ощущения проявляются не только в соотношении с учебой, но и во взаимоотношениях, в которых разворачиваются поиски индивидуальных и общественных целей. Следовательно, человеческая компетентность – это основа для эффективного участия каждого в разноаспектной деятельности.
Пора юности совпадает с пятой стадией в схеме жизненного цикла и является важным периодом в психосоциальном развитии человека. Задание, с которым сталкиваются подростки в это время, заключается в том, чтобы совмещать в целостность все знания о себе и интегрировать эти многочисленные образы Я в личную идентичность. Последняя является осознанием, как прошлого, так и будущего, которое выкристаллизовывается из них. В период юности возникают не противоречия между разными психологическими структурами, а скорее конфликт внутри Его, то есть противоречие между идентичностью и ролевым смешиванием. Другими словами, основой всего становится Его и влияние на него социума или группы одногодков.
Становление Эго-идентичности Э. Эриксон описывает так: «Молодежь, которая развивается, переживает внутреннюю физиологическую революцию. Стремится укрепить свои роли. Юные лица иногда болезненно беспокоятся о собственном внешнем виду. Интеграция, которая появляется в форме Эго-идентичности, – это больше чем сумма отождествлений, приобретенных в детстве. Это - действенный потенциал внутреннего опыта, который с одной стороны, согласовывается с оценкой Эго-тождественности и целостности, а с другой – с отношением других».
Следовательно, для полноценного формирования себя как социально эффективной личности нужно внутренне самоотождествляться, что является предпосылкой для становления позитивного образа Я и саморазвития. Если близкие рассматривают юношей и девушек целостными и отождествленными, то в тех возникают установки уверенности, самостоятельности и инициативности. В таком случае внутренний и внешний мир молодых людей приобретают желаемую интегрированность и согласованность. Основой благополучного становления человека в период юности является детство. Кроме того, развитие личностной идентичности возникает под воздействием тех социальных групп, с которыми она себя отождествляет иногда этот процесс, может быть сложным и даже драматичным. Например, молодой женщине трудно достичь четкого ощущения идентичности в обществе, которое рассматривает ее как человека «второго сорта».
В том случае, когда подростки не достигают личного отождествления, возникает кризис идентичности или ролевого смешивания. Последнее характеризуется неспособностью выбирать карьеру или учиться. Много юношей и девушек, которые страдают этим конфликтом, чувствуют душевное расстройство, отсутствие цели, неприспособленность, отчуждение. Но жизнь насыщенна разнообразными изменениями. Успешное решение проблем на одной из стадий психосоциального развития не дает гарантии, что они не появятся на другой. Следовательно, Эго-идентичность – это борьба на всю жизнь. Позитивной чертой, которая непосредственно связана с успешным выходом из кризиса, является верность. Этот термин употребляют в значении «способности подростка быть верным своим обещаниям, невзирая на неминуемые противоречия в системе его ценностей». Верность дает возможность придерживаться морали, этики, идеологии общества. Причем последняя полнее всего концентрируется в неосознанном наборе ценностей. Система ценностей – это то звено, которое объединяет общество и личность, привлекая ее к сфере социальных отношений, а, следовательно, определяет индивидуальное творение, познание и смысл жизни.
Виды беседы
Беседы различаются в зависимости от преследуемой психологической задачи. Выделяют следующие виды:
· Терапевтическая беседа
· Экспериментальная беседа (с целью проверки экспериментальных гипотез)
· Автобиографическая беседа
· Сбор субъ ...
Механизм воздействия арттерапией
Уже в течение нескольких десятков лет существуют отдельные психоаналитики, которые не оставляют и не хотят оставлять без внимания художественное творчество своих пациентов. Пациент приносит на прием что-либо, что он нарисовал или сделал. ...
Функциональные последствия конфликта
· Конфликты способствуют развитию и изменению в организации, так как открывают недостатки в организации, выявляют противоречия. Они помогают снизить сопротивление изменениям.
· Конфликты способствуют поддержанию динамического равновесия ...