Восприятие пространства и времениСтраница 1
Восприятие пространства и времени - это сложные виды перцептивной деятельности, которые формируются в практической деятельности благодаря согласованному действию всех анализаторов. Отдельного органа для восприятия пространства и времени у человека нет.
В восприятии пространства различают отображение пространственных отношений собственного тела, пространства как такового и проекции пространства на плоскость.
Даже при нормальном онтогенезе умения отображать пространственные отношения возникают сравнительно поздно - в конце дошкольного возраста. В развитии пространственного гнозису психологи выделяют этапы, связанные с появлением у ребенка активного перемещения в пространстве; овладением предметными действиями; усвоением вещания, которое дает возможность отображать и обобщать в слове пространственные категории.
Эти самые этапы, правда несколько позже, проходят дети-олигофрены. Неловкость и недостаточная координация движений, трудности овладения предметными действиями, общее недоразвивание вещания, свойственные детям-олигофренам, негативно отражаются на формировании восприятия и умения ориентироваться в пространстве. Умственно отсталые младшие школьники не различают направления наверху, внизу, справа, слева, посредине, между, перед, сзади и другие, путают их между собой, не владеют соответствующими предлогами и наречиями.
Во вспомогательную школу часто приходят дети, которые не умеют правильно одеться, надеть ботинки из-за того, что не могут определить перед в одежде, соотнести правую-левую ногу с правым-левым ботинком. им трудно ориентироваться в помещении школы, найти свой класс, парту. В начале учебы у них может не быть навыка направленности перцептивного действия слева направо, вместо которой наблюдается или хаотичность, или зеркальность (справа налево) восприятия.
Этот недостаток предопределяет трудности формирования умений чтения и письма, усложняет понимание объяснений с опорой на наглядность. Скажем, причиной неправильного понимания содержания сюжетной картины может быть ошибочное отображение пространственных отношений между изображенными объектами. Недостаточно адекватно воспринимая на картине перспективу, глубину изображенного пространства, ученики не замечают разницу в изображении предметов, которые находятся на переднем и на заднем плане. им кажется, что эти предметы размещены на одной линии.
Детям трудно научиться ориентироваться в книге, тетради. Они не могут найти нужную страницу, упражнение в учебнике; могут писать в тетради с середины, с конца листа, справа налево, им трудно придерживаться строки. Недоразвитие пространственного гнозису приводит к трудностям формирования правильного образа буквы, тормозит процесс формирования навыков счета и арифметических действий с переходом через десяток, усложняет понимание и построение высказываний с использованием пространственных грамматических конструкций.
Способность воспринимать время у детей с нормальным развитием интенсивно формируется благодаря регламентированной учебе в школе. Выделяют восприятие бытового времени (сегодня, завтра, вчера, дни недели, периоды суток и тому подобное), математического (секунды, часы, минуты), исторического (прошлое, нынешнее, будущее). Физиологичной основой восприятия времени условны рефлекси-диференциации на место в ряду, которые, как показали исследования О. Р. Лурия, у детей-олигофренов формируются чрезвычайно трудно и характеризуются неустойчивостью.
Все виды восприятия времени у умственно отсталых детей проявляются недоразвитыми. Они долго путают понятие вчера и завтра, утром, в обед и вечером, дни недели, не могут определить последовательность событий. Ученики вспомогательной школы допускают грубые ошибки, когда им предлагают определить длительность определенного промежутка времени, установить, когда должен миновать определенное время. Например, интервал в 10 секунд они могут оценить как одноминутный.
Направленность личности, ее роль в
жизнедеятельности человека
В психике человека существует и такая совокупность устойчивых существенных свойств, которая проявляется во всех видах деятельности.
Характер — приобретенные в конкретных социальных условиях общие способы взаимодействия личности со средой ...
Проблема влияния среды и наследственности на развитие личности.
Сторонники представлений о главенствующей роли «среды», «ситуации», «общества», «объективной» и «внешней» детерминации
развития личности, как бы ни различались их позиции в интерпретации всех этих понятий, находят множество аргументов в п ...
Человек-масса
Уровень сознания современного человека, конечно, неизмеримо выше, чем у дикаря, и процесс индивидуации (становления личности) проходит исключительно через сознание. Юнг с грустью замечает, что, несмотря на повышенный уровень сознания, нын ...