Характер влияния стресса на человекаСтраница 2
Человек привыкает к действию интенсивных стрессовых факторов. Однако такая ситуация несет в себе опасность. Когда человек испытывает стресс, происходят физиологические изменения: повышаются уровень адреналина, артериальное давление. Организм пытается восстановить баланс, затрачивая на это физическую и психологическую энергию. В результате наступает переутомление, могут развиться различные заболевания как физического, так и психического характера.
Стрессовые факторы оказывают неодинаковое влияние на людей, поэтому внешние проявления их необязательно связаны с физиологическими изменениями. У некоторых людей повышается кровяное давление, учащается или замедляется пульс. У других организм реагирует в меньшей степени. Независимо от физиологической реакции разных людей у них может не наблюдаться внешних признаков стресса.
Такие индивидуальные характеристики, как терпимость к неопределенности, самоконтроль, самоуважение, уверенность в себе, влияют на процесс борьбы со стрессом.
Когда человек испытывает стресс, происходит естественная ре- 3 акция на стрессовые факторы. Физиологические, психологические | или поведенческие изменения, вызванные первичной оценкой ситуации, называют проявлением стресса.
Физиологическая реакция
Во время стресса функции организма человека изменяются, повышаются уровень адреналина, содержание сахара в крови, учащается сердцебиение, сокращаются мускулы и обостряется восприятие.
Долгосрочные физические реакции, вызванные стрессом, более серьезны. Когда человек испытывает стресс в течение длительного периода, ему угрожают такие болезни, как гипертоническая язва, мигрень. Стресс может привести к ослаблению иммунной системы.
Психологическая реакция
Это мысли и чувства, связанные или не связанные с работой. Очень много стрессовых факторов обусловлено спецификой работы человека. Например, медсестры, испытывая стресс, становятся более депрессивными и раздражительными. Неудовлетворенность работой, беспокойство о карьере, увеличивающееся безразличие — это психологическая реакция на стресс.
Нерабочие реакции имеют краткосрочное и долгосрочное влияние на психологическое состояние индивида. Когда эти эффекты сохраняются, они могут отражать изменение в личности, которое само по себе является защитной реакцией. Такими психологическими реакциями являются заниженная самооценка, отрицание ситуации, возрастающее ощущение тщетного усилия, невротическое состояние, напряжение, общее беспокойство, раздражительность, враждебность и депрессия.
Поведенческие реакции
Во время стресса люди ведут себя по-разному. Увеличивающее потребление алкоголя, сигарет, изменение в пристрастиях к еде - это симптомы стресса. Может снизиться производительность, е расти нежелание работать. Люди в состоянии стресса становя менее общительными, появляются нетерпимость и враждебное другим людям, агрессивность, обостряется конкуренция.
Защитные стратегии
Защита — это метод, которым человек борется против стрессовых факторов. Человек сознательно или бессознательно выбирает способ борьбы со стрессовыми факторами. Данный процесс реализуется через вторичную познавательную оценку.
Существует две функции защиты. Первая — это функция ре пия проблемы: можно так изменить стрессовый фактор окру пня, что он либо вообще не появится, либо будет легче восприниматься. Например, человек испытывает стресс, так как получил информацию, что руководство недовольно его работой. Если человек работает хорошо, то он может изменить это мнение, позаботившись, чтобы начальник получал верную информацию. Он может также исправить это мнение, увеличив свою производительность. Вторая функция защиты — управлять физиологическими и эмоциональными реакциями на стресс, чтобы они не угрожали человеку и не разрушали его моральное и социальное функционирование. Словом, борьба со стрессом — управление эмоциями.
Ведущая деятельность в дошкольном возрасте
Ведущая деятельность в этот период – игра. Характер игры меняется вместе с развитием ребенка, она тоже проходит этапы.
До трех лет игра представляет собой манипулирование предметами Собственно игра возникает в 3 года, когда ребенок начин ...
Упражнение 22.
«Высокий стул»
Протагониста сажают на стул, расположенный так, что он или она начинает ощущать себя выше остальных членов группы. Другой вариант: протагониста могут попросить встать на стул, чтобы чувствовать себя более сильным в процессе взаимодействия ...
Упражнение 14. «Сновидения»
На сцене проигрывается сновидение протагониста, который может, как режиссер, организовать действие так, как оно ему сейчас вспоминается, и выбрать вспомогательных игроков для воспроизведения персонажей сна. Можно использовать те сновидени ...