ГештальттерапияСтраница 2
Входит другая гостья; она – художница, и хозяйка квартиры недавно купила ее картину. Ее прежде всего интересует, где и как висит эта картина; ее она выбирает среди всех прочих объектов в комнате. Ее, как и алкоголика, могут совершенно не интересовать люди в комнате, она направляется к своей картине как стремящийся домой голубь.
А вот молодой человек, который пришел на вечеринку, чтобы встретиться со своей нынешней подружкой. Он оглядывает собравшихся, разыскивая ее, и когда находит, она становится для него фигурой, а все остальное – фоном.
Для гостя, который переходит от одной группы к другой, с дивана на софу, от хозяйки к коробке с сигаретами, гостиная оказывается совершенно разной в разные моменты. Когда он участвует в разговоре в определенном кружке гостей, этот кружок и этот разговор является для него фигурой. Когда он, постояв, ощущает усталость и хочет сесть, фигурой становится свободное место на диване. По мере перемен его интереса меняется его восприятие комнаты, людей и объектов в ней, и даже самого себя. Фигура и фон меняются местами; они не остаются столь постоянными, как у того юноши, который весь вечер прикован к своей возлюбленной.
Но вот приходит новый гость. Он, как многие из нас на вечеринках, вообще не хотел сюда идти, и у него здесь нет никаких действительных интересов. Для него вся сцена остается неорганизованной и бессмысленной, пока не произойдет чего-нибудь, что привлечет его внимание и интерес.
Психологическая школа, основывающаяся на подобных наблюдениях, называется "гештальтпсихологией". "Гештальт" – немецкое слово, для которого трудно найти точный английский эквивалент. Гештальт – это рисунок, конфигурация, определенная форма организации индивидуальных частей, которая создает целостность. Основная предпосылка гештальтпсихологии состоит в том, что человеческая природа организована в виде таких целостных образований, и только таким образом может быть воспринята и понята». Гештальт обозначает фигуру, которую субъект создает при своем контакте с окружающей его средой.
Важные понятия ГТ – фигура и фон, поле "организм - окружающая среда", саморегуляция, контакт и граница контакта, творческое приспособление, доминантность, осознание, построение - разрушение гештальтов, self.
Исследования в области восприятия показали, что важные и значимые события занимают центральное место в сознании, образуют фигуру, а менее важная информация отступает на задний план. Построение и завершение гештальтов является естественным ритмом жизнедеятельности организма и происходит под воздействием процесса организмической саморегуляции. Невротическое функционирование возникает, когда между нашими внешней и внутренней зонами сознавания вклинивается средняя зона фантазии.
Последовательность построения - разрушения гештальтов (которая иногда носит название "цикл контакта", т.к. описывает, каким образом организм контактирует с окружающей средой) будет протекать согласно четырем фазам. Эти фазы в действительности не отделены друг от друга: предконтакт, контактирование, финальный контакт, постконтакт.
Существуют нарушения контактной границы, в понимании Перлза соответствующие невротическим защитным механизмам: слияние, интроекция, проекция, ретрофлексия, изоляция и дефлексия.
СЛИЯНИЕ. Индивид вообще не ощущает границы между собой и средой, полагает, что он и среда – одно, он находится в слиянии с ней. Части и целое оказываются неразличимыми. У матери большое слияние с грудным младенцем, а у него с матерью, иначе говоря, в опыте ребенка, граница между "Я" и "не-Я" не очень различима. Патологическое слияние имеет также серьезные социальные последствия. В слиянии человек требует сходства и отказывается терпеть какие бы то ни было различия. Мы часто видим это у родителей, которые считают детей продолжением себя. Такие родители отказываются признавать, что дети не могут не отличаться от них хотя бы в каких-то отношениях. И если дети не поддерживают слияния и не отождествляются с требованиями родителей, их ожидает отвержение и отъединение: "Я не буду любить такого отвратительного ребенка!".
Внутренняя деятельность, внешняя деятельность, их взаимосвязь
Всякая деятельность включает в себя и внутренний и внешний компонент[17].
Сейчас происходит все более тесное переплетение и сближение внешней и внутренней деятельности: физический труд, осуществляющий практическое преобразование веществе ...
Родители, как пример для подражания
Детерминантами проблем в будущем могут быть и модели поведения молодых людей, взятые из родительской семьи.
Существует концепция дублирования родительских свойств. Человек постигает мужскую и женскую роли в значительной мере от своих род ...
Активность личности. Связь личности с
деятельностью. Формирование и развитие личности.
Основной источник активности личности – это потребности.
Все стороны личности проявляются в деятельности, и именно потребности заставляют действовать человека.
Потребность – это побуждение к деятельности, которая осознается и переживает ...