Метод исследования способностей распределения внимания
Распределение внимания означает одновременное сосредоточение его на двух различных видах деятельности. Человек часто вынужден распределять свое внимание между двумя или несколькими видами. Первые эксперименты по изучению распределения внимания относятся к 1887 г., когда французский психолог Ф. Полан обнаружил у себя способность, декламируя знакомое стихотворение, писать одновременно другие стихи. Он мог декламировать поэму, производя также простое умножение чисел. Естественно, выполнение одновременно двух деятельностей может приводить к частичному, а иногда и к полному нарушению одной из них.
Обычно при исследовании распределения внимания испытуемому предлагается выполнять раздельно и одновременно две задачи. Предлагаемые задачи могут быть либо однородными, либо разнородными и иметь различную степень сложности. В эксперименте сравнивается эффективность одновременного и раздельного выполнения задач, на основании чего делается вывод об особенностях распределения внимания.
Методика «Индивидуальные особенности распределяемости внимания»
Цель. Изучение индивидуальных особенностей проявления распределяемости внимания испытуемых.
Ход опыта. Испытуемый называет по порядку буквы алфавита и после каждой из них – число, прибавляя при следующей букве по 3, то есть: «а–1», «б–4», «в–7», «г–10», «д–13» и т. д., пока не дойдет до буквы «ф». Затраченное время (в с.) записывают на доске. Опыт повторяют еще с двумя-тремя испытуемыми.
Испытуемый пишет на доске числа от 1 до 20 и одновременно громко считает в обратном порядке – от 20 до 1.
Испытуемый громко читает по книге текст и одновременно пишет что- нибудь на доске (например, + -+ - + - и т. д.). Все следят за тем, насколько легко и равномерно протекают оба вида деятельности.
Испытуемые должны письменно производить счет и произносить наизусть стихотворение. Количество ошибок и быстрота действий явятся показателями распределяемости внимания.
Упражнение 18. «Запредельная реальность»
Запредельная реальность — это расширение ситуации за пределы обычных пропорций, свойственных ей, чтобы позволить субъекту и группе рассмотреть проблему «вблизи», лучше узнать се. Воображение и игра — главные методы исследования запредельн ...
Экспрессивная функция. Влияние эмоциональной сферы на коммуникацию человека
Наряду с общей подготовкой организма к действию отдельные эмоциональные состояния сопровождаются специфическими изменениями в пантомимике, мимике, звуковыми реакциями. Каково бы ни было изначальное происхождение и назначение этих реакций ...
Алкоголизм среди подростков и молодежи
Сегодня ни для кого не секрет, что в нашей стране широко распространено употребление алкоголя в молодежной среде. Согласно статистическим данным, употребляют спиртные напитки 82% людей в возрасте 12-22 лет. Средний возраст, в котором моло ...