Сущность психотерапевтического процесса
Страница 1

Психология » Теоретические основы психотерапии » Сущность психотерапевтического процесса

В начале работы очень важно использовать технику «сведения проблемы к внутриличностной».

Люди в нашей стране возникновение и развитие проблем традиционно приписывают каким-то внешним причинам. Зачастую говорят «мы», «наше» вместо «я», «мой» Такой «коллективизм» позволяет уйти от чувства ответственности или же оставить себе лишь малую толику ответственности И это дает возможность оставаться пассивным, будучи уверенным, что проблема на уровне отдельного человека не разрешается

Сводя проблему к внутриличностной, мы показываем собеседнику, подводим его к пониманию того, что развитие и закрепление проблемы и выход из нее зависят только от него, а не от социальных, исторических и других внешних факторов среды и общества. Просим пациента заменять «мы», «наше», на «я», «мое».

То, что не удается интериоризовать, что является внешним для пациента, мы оставляем без изменений и стараемся приспособить личность к внешней реальности. При самом разделении внешней и внутренней реальностей человек чаще всего предпринимает поиск активного выхода из проблемной ситуации.

Противоположной по содержанию техникой является отделение проблем от личности собеседника.

Принципиальный подход здесь в том, чтобы показать пациенту чуждость и чужеродность для него данной проблемы. Это чужая проблема, и отторжение ее не поведет к каким-либо потерям, а явится лишь приобретением.

Следующей эффективной техникой представляется упрощение проблемы.

Часто бывает важно взглянуть на нее максимально просто, выделить содержательное ядро и отбросить все элективное, второстепенное, необязательное. Тогда собеседник осознает, понимает и чувствует, что проблема не столь глобальна и даже не столь значительна, как это ранее представлялось.

Тогда можно перейти к техникам доведения проблемы до ее завершения.

Этот подход состоит в том, что в воображении собеседника проигрываются различные варианты разрешения проблемы путем ее доведения до полного завершения.

Важно привести максимально возможное число вариантов. Здесь преследуются три цели показать, что завершение проблемы не столь трагично, сколько результативно для собеседника, показать несколько путей решения проблемы и оценить ее остроту, несколько раз проигрывая ее динамику до полного завершения. Само многократное проигрывание проблемы в воображении способно снимать ее остроту.

Эффективным, крайним вариантом только что описанной техники представляется доведение проблемы до абсурда.

Важно показать проблему как нелепую, а действия людей – как вызывающие смех. Так, чтобы собеседник сам начал смеяться над ней. И смех часто оказывается лучшим лекарством, освобождая, избавляя от проблемы.

Работая с проблемой, иногда трудно обойтись без расширения.

Технология расширения

Система, порождающая проблемы, зачастую должна быть более узкой, чем система, позволяющая эффективно работать с данной проблемой.

Человек с проблемой постоянно проигрывает внутренние диалоги, причем они часто как бы идут по кругу. Ведь его внимание, мышление, сознание приковано к малой части его опыта и ресурсов.

Технология расширения предназначена для более широкого рассмотрения возможностей, ресурсов и опыта человека и работы с проблемой с использованием этих возможностей. Такой подход часто оказывается эффективным.

Кроме того, интервью трудно представить без интерпретаций.

Технология интерпретаций

Интерпретация позволяет собеседнику по-новому увидеть ситуацию, дает возможность осознать четко очерченное, альтернативное восприятие реальности. Интерпретация может изменить мысли, поведение, настроение собеседника. И, что особенно важно, дать ему новые ресурсы.

Страницы: 1 2 3 4

Сущность, структура и механизмы образного мыш­ления. Понятие об образе
Образ является одной из фундаментальных и массовых проявлений психического. Это логическое ядро определения категории «сознание», основной компонент в его структуре (А.Н. Леонтьев). Категория образа неотделима от категорий субъект, мотив, ...

Психопатологические синдромы у детей дошкольного возраста, способы их коррекции. Ранний детский аутизм.
Детские расстройства, охватывающие период от рождения до 16-летнего возраста, не всегда распознаются в момент своего возникновения. Это можно обьяснить тем, что дети не столь глубоко проникают в свое собственное психическое функционирова ...

Влияние внутрисемейных отношений на специфику взаимосвязи индивидуально-психологических свойств в структуре индивидуальности
Проблема изучения своеобразия индивидуально-психологических качеств личности в зависимости от особенностей семейного воспитания была предметом исследования в трудах целого ряда отечественных психологов. Ее изучали Л. Баркан, Л. И. Божович ...