


Происхождение и развитие сознанияСтраница 2
Разработал общепсихологическую теорию деятельности.
Основные научные труды: «Развитие памяти» (1931), «Восстановление движения» совместно с А. В. Запорожцем (1945), «Очерк развития психики» (1947), «Потребности и мотивы деятельности» (1956), «Проблемы развития психики» (1959,1965), «Об историческом подходе к изучению психики человека» (1959), «Потребности, мотивы и эмоции» (1971), «Деятельность. Сознание. Личность» (1975).
Основные положения культурно-исторической концепции Л.С. Выготского.
1. Человек выделился из животного мира благодаря использованию орудий.
2. Человек овладевает природой с помощью орудий, а собственной психикой овладевает благодаря психологическим орудиям.
3. В качестве психологических орудий выступают знаки.
Х
А В
Рис. 1. Модель опосредования психических процессов знаками-средствами, где А — стимул, В — ответ, X — знак-средство.
Например:
А — содержание, которое надо запомнить — шифр замка сейфа (1914), В — воспроизведение этого содержания через какое-то время, X — знак, кодирующий то, что нужно запомнить (год начала I мировой войны).
4. Психологические орудия лежат в основе произвольных психических функций: произвольного внимания, произвольной памяти, логического мышления, произвольного восприятия, произвольного действия и т.д. Непроизвольные психические функции Выготский называл натуральными или низшими. Произвольные психические функции были названы высшими.
5. Высшие психические функции имеют социальное происхождение и опосредованы знаками, осуществляются по желанию человека.
6. Высшие психические функции появляются на сцене дважды: сначала как функция интерпсихологическая, а затем как функция интрапсихологическая; высшие психические функции первоначально возникают как форма сотрудничества с другими людьми, а затем становятся индивидуальными. Высшие психические функции — это психологические системы.
Овладение знаками-средствами, или психологическими орудиями, осуществляется в процессе интериоризации. Процесс инте-риоризации означает превращение интерпсихологических отношений в интрапсихологические. Процесс интериоризации начинается с воздействия взрослого на ребенка с помощью выработанных в процессе исторического развития культурных знаков-средств. Затем ребенок воздействует также на окружающий его мир (игрушки, животных, детей, взрослых). И только потом он овладевает собственной психикой, то есть воздействует на себя.
I этап — воздействие взрослого на ребенка (например: «Это делать нельзя!»)
II этап — воздействие ребенка на животного или другой объект (например: «Это делать нельзя!»)
III этап — воздействие ребенка на самого себя (например; «Это делать нельзя!»)
Непослушание ребенка или его отставание в учебе — это результат не овладения им необходимыми для этого психологическими орудиями.
Например, если ребенок путает последовательность одевания вещей, то это не означает, что у него плохая память. Он просто не овладел психологическими орудиями, необходимыми для этой процедуры.
Определение понятия мышления
Человек бессмертен
благодаря познанию.
Познание, мышление – это
корень его жизни,
его бессмертия".
Г. В. Ф. Гегель
Высшей ступенью познания является мышление. Мышление, основываясь на чувственных образах и представлениях, отраж ...
Конфликт между полами
Отношения между мужчиной и женщиной, как считает Карен Хорни, во многом напоминают отношения между родителями и детьми, в которых мы предпочитаем фокусироваться на позитивных аспектах. Нам хочется верить, что любовь является неким фундаме ...
Гештальттерапия
Основателем ГТ является Фредерик Перлз, который начал заниматься ГТ около 1942 года. Благодаря сотрудничеству нью-йоркской группы, в состав которой, в частности, входили Лора Перлз и Пол Гудмен, в 1951 году были заложены теоретические осн ...
