Сущность, структура и механизмы образного мыш­ления. Понятие об образе

Психология » Исследование образного мышления » Сущность, структура и механизмы образного мыш­ления. Понятие об образе

Образ является одной из фундаментальных и массовых проявлений психического. Это логическое ядро определения категории «сознание», основной компонент в его структуре (А.Н. Леонтьев). Категория образа неотделима от категорий субъект, мотив, действие, переживание, интеракция, ситуация. Образ является восходящей ступенью от сигнала к миропостижению (А.В. Петровский, В.А. Петровский). Категория образа может быть конкретизирована в таких понятиях как восприятие, представление, воображение, память, мышление и др. (Л.Б. Ительсон). Образ рассматривается как часть внешнего и внутреннего мира, культуры, языка (Е.Ф. Василюк). Целостный образ предмета или явления (мыслеобраз) отличается разнообразными характеристиками, которые выводят исследователей за рамки одной науки (психологии, физики и др.) Образы взаимодействуют с их носителем, вызывая те или иные поступки или изменения в жизни человека (К. Прибрам; Р. Сперри; В. Вульф). В процессе работы над образом проявляется неповторимое индивидуальное своеобразие каждой личности (И.С. Якиманская).

В настоящее время в науке нет единого подхода к пониманию природы, структуры, классификации, механизмов возникновения образов, научно обоснованных технологий создания образов, оперирования ими, управления образными явлениями. Сложная мозаика образов в структуре сознания показывает, насколько важной является задача целенаправленного обучения работе с образом, в результате чего обогатится психическое развитие личности.

Мышление в образах представляет собой сложный психический процесс преобразования чувственной информации. В нем представлены результаты непосредственного чувственного восприятия реального мира, их понятийная обработка и мысленное преобразование. В ходе этого процесса образы произвольно актуализируются на основе заданного наглядного материала, видоизменяются под влиянием различных условий, свободно преобразуются, создаются новые, существенно отличные от исходных.

Процесс образного мышления привлекает исследователей и ученых, Во многих: случаях мышление анализируется с точки зрения определенных психологических подходов (Л.Б. Ительсон, Н.В. Маслова, Н.В. Рождественская. И.С. Якиманская). Анализ литературы позволяет прийти к заключению, что важным аспектом мышления является его связь с эмоциональной сферой, чувствами человека, создающими благоприятные условия для развития образного мышления. Анализ механизмов функционирования образного мышления показывает, что умение работать с образами (создавать их, оперировать ими) придает всему процессу усвоения знаний личностно значимый характер. Постоянная опора на образ делает усваиваемые знания эмоционально насыщенными, активизирует творческие стороны личности, воображение. Образное восприятие мира отличается подвижностью, динамичностью, ассоциативностью. Чем больше каналов восприятия задействовано, чем больше связей и отношений включено в содержание образа, тем полнее образ, тем больше возможностей его использования. В психологии мало изучены разновидности образного мышления, формирующиеся под влиянием разных систем знаний, методов познания, условия развития образного мышления, роль образного мышления в формировании понятий.

В рамках данной работы образное мышление понимается как процесс работы мысли с внешними и внутренними системами человека, оперирование мысленными, динамическими знаками, моделями, образами и создание новых (знаков, моделей, образов), адресованных самому себе и окружающим с целью взаимодействия и постепенного изменения внешнего мира, а также самоизменения человека.

Л.Б, Ительсон отмечает, что механизмы образного мышления имеют трехзвенный характер:

1) определенный стимул-раздражитель (внешний, внутренний, символический);

2) рединтеграция (активизация всей системы связанных с ним в прошлом возбуждений);

3) вычленение, дезинтеграция. Вся цепь возникающих ассоциативных образов подчиняется определенному принципу.

Один из главных механизмов в работе образного мышления – ассоциативная игра (Н.В. Рождественская). По мере обретения жизненного опыта у ребенка выстраивается своя система ассоциаций по сходству, по смежности, по контрасту. Чувства, знания, культура рождают определенную систему ассоциаций, где представления и понятия сплетены в сложную живую сеть, постоянно питающую творческую мысль.

Примеры бесед
Правильная. К-клиент. М-менеджер. М: Добрый день! К: Здравствуйте! М: Меня зовут Яна. Присаживайтесь, пожалуйста. К: Евгений Николаевич. М: Евгений Николаевич, чем я могу вам помочь? К: Я хочу провести незабываемый двух недельный ...

Понятие личности рецидивиста
Слово “преступник” означает того, “кто совершил уголовное преступление” (в единственном значении) или “человек, который совершает или совершил преступление”. Слово “личность” определяется, как “совокупность свойств, присущих данному челов ...

Вербальное общение в процессе беседы.
Вербальное общение в процессе беседы в общем смысле предполагает умение правильно обращаться к своему собеседнику, задавать вопросы и слушать его ответы. Одним из основных приемов обращения, позволяющих собеседнику яснее выразить свои мы ...