Особенности психологического познанияСтраница 2
Наконец, зная отношения человека к себе и других людей, мы можем или подстраиваться под эти отношения или предварительно настраиваться на то, чтобы в окончательном итоге изменить их в нужную сторону.
Мы можем и должны знать о психологии человека больше всего, и все эти знания можно, так или иначе, использовать в жизни. Но нужно или знать абсолютно все? Наверно, нет, потому что, во-первых, психология человека впоследствии меняется, потому нам пришлось бы изучать ее в течение всего, жизнь. Во-вторых, нет необходимости знать все досконально. Целиком достаточно ограничиться минимумом самой необходимой информации.
Что же включает этот минимум? Если речь идет о восприятии человеком окружающего мира, то в первую очередь желательно узнать о том, как он воспринимает других людей: на что в первую очередь обращает внимание, встречаясь с незнакомыми людьми, как воспринимает индивидуальные особенности и психологические состояния других людей. Те же моменты должны фиксироваться при восприятии человеком себя как личности и индивидуальность.
Оценивая внимание человека, мы в первую очередь должны учитывать его стойкость и переключаемость, потому что от них зависят результаты деятельности человека и характер общения с ним. Этой же особенности внимания должны приниматься в расчет при взаимодействии с данным человеком на личной или деловой основе. Зная предварительно, например, о том, что дан человек сверх меры невнимательный, что его внимание рассеено, мы будем настойчивы, сообщая ему ту или другую информацию, и, конечно, снисходительные, прощая много чего с того, чего не простили бы человеку внимательному.
Главный практический интерес в человеческой памяти представляют такие ее характеристики, как объем и производительность процессов запоминания, сохранения и воссоздания. Особенно это касается кратковременной и оперативной памяти, от которой непосредственно зависит, сколько и какой информации человек сможет сразу воспринять и запомнить, а также то, насколько долго в его памяти может сохраняться эта информация после ее однократного восприятия. Это важно знать, например, из-за того, что в жизни, в работе и в общении с людьми человек постоянно пользуется кратковременной и оперативной памятью. От этого в первую очередь зависит то, насколько производительными будут его работа и взаимодействие с людьми.
Кроме того, изучая память человека, желательно дополнительно узнать о том, какой ее вид доминирует: зрительный или слуховой. Это необходимо для того, чтобы правильно строить запоминание в процессе учебы, труда и общения с людьми. Основная нагрузка в этих видах человеческой деятельности стоит адресовать ведущему виду памяти, которая обеспечивает наилучшие условия для запоминания, длительного хранения и быстрого, точного воссоздания информации.
Из других познавательных процессов человека важно иметь представление об уровне его интеллектуального развития и о доминирующем типе мышления: наглядно действующему, образному или словесно логическому. От этого зависит оценка его способностей и возможностей. Они в первую очередь проявляются в тех видах деятельности, которым отвечает доминирующий у человека тип мышления.
Непосредственно с изучением мышления человека связана психодиагностика его общих способностей, которыми определяется склонность к занятиям тем или другому виду деятельности. В этой связи важно, во-первых, обнаружить сами склонности, во-вторых, определить наличие у человека соответствующих задатков и способностей.
Изучая темперамент человека – еще одну его личностную характеристику, достаточно получить представление о подавляющем типе темперамента, а исследуя характер – об акцентированных чертах. Все это в первую очередь необходимо для правильной организации общения с данным человеком. Наконец, важно знать, как человек воспринимает самого себя и относится к себе, то есть его самооценку, а также то, как данный человек относится к людям.
Метод оценки переключаемости внимания
Методика «Пирамида–туннель»
Цель. Выявление и оценка индивидуальных различий в непроизвольном переключении (флюктуации) внимания.
Оборудование. 1. Плакат с двойным изображением (рис.2) 2. Секундомер.
Порядок исследования. Исследование ...
Взмах
Взмах является грешной техникой, использующей критические субмодальные изменения. Он работает со специфическими поведениями, от которых вы хотели бы избавиться, или реакциями, которые вы не хотели бы воспроизводить. Эту технику хорошо при ...
Развитие возрастных психологических новообразований
Основным понятием данной периодизации было понятие возрастных психологических новообразований. По мысли Л.С. Выготского, возрастные психологические новообразования ответственны за "совершенно своеобразное, специфическое для данного в ...