Проблема воображения в контексте функционально-системного подхода
Страница 6

Психология » Проблема воображения в контексте функционально-системного подхода

3) Способность к конструированию вербального образа положительно связана со способностью продуцировать ассоциации по сходству и визуальные образы.

В результате взаимодействия этих компонентов появляется продукт – cистема «вербальный образ», который обладает субъективной новизной [26].

В терминах функционально-системного подхода процесс конструирования вербального образа состоит из следующих этапов: возникающая у субъекта потребность выразить необычным образом свое эмоционально-смысловое отношение к объекту (явлению, событию) проявляется как замысел – системообразующий фактор. Для реализации замысла субъект подбирает слова (элементы) и выстраивает их определенным образом (структурирует). Возникает новая система – вербальный образ. Структурная организация избранных слов создает системное свойство, которое и производит системный эффект – вызывает у читателя необходимую автору эмоционально-смысловую реакцию.

То есть, чтобы такая реакция «состоялась», должны быть выполнены «управленческие-интегрирующие» действия – нужно оценить, отобрать и структурно организовать отдельные элементы. Как указывалось выше, эти действия – так как именно они создают из отдельных элементов систему, обладающую необходимым системным свойством и обеспечивающую достижение системного эффекта (результата) – являются системообразующими и традиционно рассматривались как воображение.

Исходя из вышесказанного, комплекс действий, выполняемых «воображением» при сознательной творческой деятельности, можно рассматривать как системообразующую (управленческую-интегрирующую!) функцию и обозначить её как креативный синтез. Специфика креативного синтеза как высшей психической функции заключается в том, что он представляет собой комплекс интегративных управленческих действий (по оценке, отбору и структурированию элементов в систему), выполняемых субъектом при решении творческих задач.

Применение функционально-системного подхода, таким образом, позволяет согласовать различия и противоречия в существующих взглядах на психологическую природу «воображения» и рассматривать его в сознательном творческом процессе как креативный синтез – комплекс операций, реализующих системообразующую функцию и образующих новые системы различных уровней сложности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 

Переход из начальной школы в среднюю
Переход из начальной школы в среднюю — это рубеж 4-го и 5-го классов. 4-й класс — достаточно спокойный период, когда уже все сложилось: учеба, оценки, взаимоотношения. Это период относительной стабильности, когда психолог может с успехом ...

Проективные методы. Понятие проекции
Проекция (от лат. projectio — выбрасывание) как психологическое понятие появляется впервые в психоанализе и принадлежит З. Фрейду (1894). Он полагал, что анксиозные неврозы возникают в том случае, когда психика не может овладеть эндогенно ...

Источники воображения
Воображение в своем развитии проходит несколько этапов и зависит от характера ведущей деятельности. В раннем детстве (от рождения до трех лет) необходимым условием становления воображения как самостоятельной психической функции являются: ...