Влияние внутрисемейных отношений на специфику взаимосвязи индивидуально-психологических свойств в структуре индивидуальности
Страница 2

Психология » Анализ целостной структуры индивидуальности » Влияние внутрисемейных отношений на специфику взаимосвязи индивидуально-психологических свойств в структуре индивидуальности

4. Тип Д — внушение ребенку, что он своим поведением повинен в разводе, болезни или смерти одного из родителей;

5. Тип Е — отсутствие в окружении ребенка человека, способного понять его переживания, стать фигурой, замещающей отсутствующего или пренебрегающего своими обязанностями родителя. В нашем исследовании принимали участие испытуемые из неполных и распавшихся семей. Для этих типов негармоничных семей, по данным А. А. Бодалева, характерно преобладание таких типов патогенного родительского поведения, как А, С, Е. То есть в этих семьях обнаруживается нарушение эмоциональных связей между членами семьи, что может оказывать влияние на специфику восприятия родителями образа собственного ребенка, а следовательно, создавать своеобразную установку при восприятии поведения подростка, его поступков, личностных особенностей.

Проблема изучения влияния деструктивных эмоциональных связей в семье на развитие личности ребенка нашла свое отражение в исследованиях, проведенных М. Земска. По данным этих исследований, чрезмерная эмоциональная дистанция и доминирование как стиль поведения родителей с детьми приводят к возникновению у ребенка чувства ненужности родителям, ощущения себя лишним, состоянию тревожности, отсутствию самостоятельности. В результате формируются такие личностные особенности, как агрессивность, непослушание, лживость, девиантное поведение, а также чрезмерная впечатлительность, неуверенность и робость.

Напротив, уступчивость как стиль поведения родителей по отношению к детям, а также повышенная концентрация внимания на ребенке способствуют формированию таких поведенческих реакций, как доминирование личных потребностей ребенка над потребностями других, непослушание, отсутствие самостоятельности и ответственности за собственные поступки. Личностные особенности, характерные для этих детей, проявляются в отсутствии социальной зрелости — в беспомощности, чрезмерном преувеличении собственной значимости, неспособности устанавливать прочные эмоциональные контакты и т. д.

Гипотеза нашего исследования состояла в том, что восприятие родителями образа собственного ребенка в благополучных и неблагополучных семьях значимо различается и зависит от степени отверженности ребенка в данных семьях.

Для изучения представлений родителей о своих детях была использована методика, предложенная А. И. Баркан. Родителям предъявлялись два списка личностных черт (94 характеристики), одинаковых по содержанию. В первом списке нужно было выделить те черты, которые родители хотели бы видеть у своих детей еще до их рождения. Во втором списке родителям предлагалось выделить те особенности, которые имеются у ребенка сейчас. Затем родители выделяли те качества (в списке они уже были отмечены специально — это нежелательные и отрицательные черты характера), которые у их ребенка наиболее выражены.

Далее осуществлялся подсчет общего количества черт характера и особенностей ребенка со знаком «+» в первом списке, затем общим количества черт характера ребенка со знаком «+» во втором списке и, наконец, общего количества черт характера и особенностей ребенка со знаком «+», совпавших в двух списках черт. После подсчета первичных результатов вычислялся процент совпавших черт и особенностей ребенка в двух списках. По мнению А. И. Баркан, «чем выше процент совпавших черт характера и особенностей ребенка, тем менее отвержен ребенок родителями в семье».

Еще одним показателем степени отверженности ребенка родителями служило процентное соотношение выделенных нежелательных и отрицательных черт характера по сравнению с положительными.

Таблица 3. Выраженность показателей

степени отверженности ребенка в семье

Благополучные семьи

Неблагополучные семьи

% совпавших черт

% отрицательных и нежелательных черт

% совпавших черт

% отрицательных и нежелательных черт

62

33

32

50

70,7

0

23

100

55,5

10,7

76,5

0

68

0

58

14

53

40

75,7

16

80

0

72

0

25

33

78,8

0

46

37

20

100

66

0

25

125

82,5

0

64,5

0

40

31

55,8

57,9

47

5,8

18,5

140

42,4

0

51

52,6

40

0

12,5

40,0

65,7

0

28,5

75

Среднее 46,1

Среднее 12,7

Среднее 56,3

Среднее 75,4

Страницы: 1 2 3

Гуманистическая психология
В 60-е годы ХХ века возникло новое направление, получившее название «гуманистическая психология». Свою задачу его создатели видели в выходе за пределы дилеммы «бихевиоризм-психоанализ», открыть новый взгляд на природу психики человека. О ...

Виды памяти по времени сохранения материала
В данном случае выделяют сенсорную или мгновенную, кратковременную и долговременную память, а иногда и промежуточный вариант – оперативную. Мгновенная память – это первый этап обработки поступающей извне информации, она формируется пасси ...

Цели и задачи исследования
На основании многочисленных исследований (А. Валлон, Ж. Пиаже, ГШ. Блонский, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, А.В Запорожец, А.Н. Леонтьев., B.C. Мухина, Н.Н. Поддъяков, Н.Г. Салмина, Е.Е. Сапогова, Л.С. Сахарнов ...