Представители гуманистической психологии рассматривают склонность к творчеству как проявление психологического здоровья. Психологическое здоровье изучается в современной психологии как комплексное понятие, которое включает способность к самоактуализации, жизнетворчеству, наличию смысла жизни, положительного влияния на окружающих, в отличие от категории психического здоровья, которое определяется прежде всего, нормальным функционированием психических процессов и стабильностью психики.
Студенческий возраст есть сензетивним периодом формирования жизненных ценностей и постановки жизненных задач, в том числе, направленных на реализацию творческого потенциала и достижение психологического здоровья. Потребность творческой самореализации, самоактуализации личности рассматривается научными работниками как предпосылка психологического здоровья.
На основе выделенных критериев креативности анализировались студенческие работы на тему: "Случаи из моей жизни, когда я проявлял (ла) себя как творческая личность". Подводя итоги можно сказать, что тема творчества интересует почти всех опрошенных студентов, большинство из них испытывает потребность в творческой самореализации, тем не менее лишь незначительная часть опрошенных реализует творческие способности в сегодняшней жизни.
Представление о творчестве и творческой личности оказались разнообразными, а значит и оценка себя как творческих личностей, тоже была сделана на основе разных критериев. Часть студентов проявили понимание творчества близким к концепции первичного творчества А.Маслоу, они признавали каждый человека от рождения творческой и считали творческими себя, что находило подтверждение в описании интересных случаев, колоритным эмоциональным языком. С другой стороны, понимание творчества исключительно как одаренности в сфере искусства, ограничивало студентов в принятии себя как творческой личности и процессе самоактуализации.
Большинство студентов признавало, что творческие проявления остались в прошлом. Лишь в некоторых случаях была описана проблемная ситуация и путь ее творческого решения. Относительно мотивационных источников творчества, следует отметить, что большинство ориентированы на внешнюю мотивацию. Незначительная часть студентов проявила осознание эмоций и чувств, в контексте творческого процесса, который можно рассматривать как проблемы понимания себя на уровне эмоциональной сферы. Итак, согласно выделенным критериям креативности, большинство студентов имеют проблемы с реализацией творческих способностей в сегодняшней жизни. Для них остаются актуальными проблемы самореализации, переживание внутреннего конфликта, который свидетельствует о трудностях достижения психологического здоровья.
Определенная часть студентов сознает внутренний конфликт между потребностью в творчестве и возможностью ее реализации, которая дает возможность работать в направлении личностной интеграции.
На основе проведенного анализа работ можно сделать выводы, что принятие себя как творческой личности на уровне "Я-концепции" и представление о творчестве в традициях гуманистической психологии оказывают содействие реализации в творчестве студенческой молодежи.
Общие представления о структуре языкового знания
Уже Ф. де Соссюр говорил о том, что язык образуется в голове человека суммой всех словесных образов, общих для коллектива говорящих, и подчеркивал, что такая совокупность – «это клад, практикой речи отлагаемый во всех, кто принадлежит к о ...
Лидерство в современной семье
Распределение ролей и функций в семье тесно связано с понятиями лидерства в семье. В связи с этим нужно отметить, что «…сейчас глава семьи – не глава «по закону», а лидер, то есть чье психологическое влияние признается добровольно». Потом ...
Психическое и идеальное
Весьма часто "психическое" означает "сознание", "духовное", "субъективный образ" или даже употребляется как равнозначное "идеальному", что является данью традиции, идущей от тех времен, ко ...