Механизмы нарушения процесса саморегуляцииСтраница 1
Больным неврозом является человек, хронически препятствующий удовлетворению собственных потребностей, отказывающийся от реализации своего «Я», направляющий все свои усилия на реализацию «Я»-концепции, создаваемой для него другими людьми — прежде всего близкими — и которую он со временем начинает принимать за свое истинное «Я». Отказ от собственных потребностей и следование ценностям, навязанным извне, приводит к нарушению процесса саморегуляции организма.
Гештальтисты различают 5 механизмов нарушения процесса саморегуляции, которые представляют собой "изматывающие, хронические, ежедневные вмешательства в процессы роста и самопризнания": интроекция, проекция, ретрофлексия, дефлексия, конфлуенция [2].
1. Интроекция.
При интроекции чувства, взгляды, убеждения, оценки, нормы, образцы поведения других людей усваиваются человеком, не ассимилируются с его личностью, т.е. являются чуждыми для личности.
Наиболее ранними интроектами являются родительские поучения, которые усваиваются ребенком без критического осмысления. Со временем становится трудно различить интроекты и свои собственные убеждения.
Два основных результата интроекции следующие:
- во-первых, интроекты препятствуют вступлению индивидуумов в контакт с их собственной действительностью, так как индивидуумы должны все время бороться с чуждыми им комплексами;
- во-вторых, интроекты могут быть несовместимыми друг с другом; в этом случае они способствуют распаду личности.
2. Проекция
является оборотной стороной интроекции, причем, как правило, эти два механизма дополняют друг друга. При проекции человек отчуждает присущие ему качества. Образующиеся в результате проекции «дыры» заполняются интроектами.
Проекция характеризуется тенденцией рассматривать как элемент окружающего мира то, что фактически является частью «Я». Проекция может иметь место на двух уровнях:
- на уровне, связанном с внешней окружающей средой;
- на уровне, связанном с «Я».
При проецировании люди переносят на других те личные черты, которые им не нравятся и которые они не считают ценными, при этом они не признают и не рассматривают данные тенденции в них самих. Проекции связаны с интроектами, так как люди обычно обесценивают себя, соотнося с интроецированными "Я-стандартами", чьи неприемлемые производные затем проецируются на окружающую среду.
При слиянии проекции и интроекции человек недостаточно четко разграничивает свое «Я» и окружающий мир или вообще не ощущает никакой границы между «Я» и окружающей средой. Такие люди не способны устанавливать с окружающими хороший контакт, в тем более отступать там, где это уместно, они требуют от других сходства и отказываются терпимо относиться к существующим различиям. Примером могут служить родители, которые отказываются рассматривать своих детей как личностей, отличных от них самих.
3. Ретрофлексия
— «поворот на себя» — наблюдается в тех случаях, когда какие-либо потребности не могут быть удовлетворены из-за их блокирования социальной средой, и тогда энергия, предназначенная для внешней среды, направляется на самого себя. Примером могут служить агрессивные чувства, которые трансфрмируются в мышечные зажимы, аутоагрессию. Когда люди "ретрофлексируют", они "переадресовывают" свою активность внутрь и заменяют собой окружающую среду, таким образом делая себя собственной мишенью.
Ретрофлексия является патологической лишь в том случае, если она является хронической, привычной и неконтролируемой.
4. Дефлексия
— это уклонение от реального контакта. При дефлексии человек избегает непосредственного контакта с другими людьми, проблемами и ситуациями. Дефлексия выражается в форме салонных разговоров, болтливости, шутовства, ритуальности и условности поведения, тенденции «сглаживания» конфликтных ситуаций и т. п.
5. Конфлуенция
, или слияние, выражается в стирании границ между «Я» и окружением. Такие люди с трудом отличают свои мысли, чувства или желания от чужих [2].
Резюмируя мысли о механизмах нарушения процесса саморегуляции, Перлз приводит краткие характеристики поведения людей:
- "интроектор" делает то, что от него ждут другие;
- "проектор" делает по отношению к другим то, в совершении чего по отношению к самому себе он их обвиняет;
Тест Р. Кеттела
В C E G H I L N O Q1 Q2 Q3 Q4
В - интеллект ; C - эмоциональная устойчивость; E самоуверенность;
G - принципиальность; N- коммуникативные навыки; Q1 -аналитически мыслящий; Q4 - эмоционально-волевые особенности.
Интерпретация резул ...
Умения
Умения – это способы успешного выполнения действия, соответствующие целям и условиям деятельности. Умения всегда опираются на знания[64].
Умения - это элементы деятельности, позволяющие что-либо делать с высоким качеством, например, точн ...
Уровни невроза по Ф. Перлзу
Структура невроза по Перлзу является пятиуровневой.
Первый уровень - клише
или, как его еще называют «уровень фальшивых отношений, уровень игр и ролей» заключается в реагировании на других стереотипными и неподлинными путями. Это уровен ...