


Личность преступника
У каждого преступника можно обнаружить то общее, что характерно для всех преступников определенной категории. В судебной психологии, говоря о личности преступника, следует иметь ввиду психологические аспекты личности виновного, а не обвиняемого или подсудимого. Особенности личности виновного имеют, как известно уголовно-правовое значение.
Личность преступника – совокупность социально-психологических свойств, являющихся причинами и условиями совершения преступлений.
Личность преступника отличается от личности законопослушного человека общественной опасностью, ей присущи преступные потребности и мотивации, эмоционально-волевые деформации и негативные социальные интересы. Проблема личности преступника является одной из центральных для наук, связанных с преступностью, и прежде всего для криминологии.
У каждого преступника, перед совершением незаконного деяния, есть ряд причин для совершения данного действия. Они возникают в рамках индивидуального бытия, а также биологически обусловленных особенностей. Однако такие особенности, равно как и психологические носят нейтральный характер и в зависимости от условий жизни и воспитания наполняются тем или иным содержанием, то есть приобретают социально полезное или антиобщественное значение. Личность преступника представляет собой индивидуальную форму бытия неблагоприятных общественных явлений и процессов. Но это не означает, что личность преступника включается только в соответствующие отношения или испытывает лишь негативные влияния.
Исходным является положение, что человек не рождается, а становится преступником в случае неблагоприятных условий формирования его личности. Разумеется, эти условия не напрямую порождают преступное поведение. Они обусловливают внутренний духовный мир, психологию личности, которые, в свою очередь, становятся самостоятельным и активным фактором, опосредствующим последующие влияния социальной среды на нее. Человек сам выбирает и усваивает те из них, которые в наибольшей степени соответствуют его психологической природе. Каждый индивид – это продукт не только существующих отношений, но и своего собственного развития и самосознания. В зависимости от того, как человек познает себя, и зависит его дальнейшая реакция и действия на ту или иную ситуацию. Поведение человека и его взаимоотношения с людьми, с окружающей средой, институтами и нормами, зависит как от внешних, так и от внутренних факторов, влияющих на индивида.
Следовательно, поэтому недопустима и социологизация, и психологизация личности преступника. Первое обычно выражается в преувеличении влияния среды на ее формирование и поведение, игнорировании субъективных факторов, психологических свойств, психологических состояний и процессов, сведении личности к ее социальным ролям и функциям положению в системе общественных отношений. Второе – в придании решающего значения только психологическим факторам без учета сформировавшей их социальной среды, тех условий, в которых развивался человек или в которых он действовал. Криминология должны исходить из единства социального психологического, их постоянного взаимодействия.[2]
Отличие преступного поведения от правомерного заключается в системе ценностных ориентаций, социальных установок и взглядов, то есть в содержательной стороне сознания. Общепризнано, что именно в координатах ценностно-нормативной системы личности социальной среды, их взаимодействии надо искать непосредственные причины преступного поведения.[3]
Чувство вины
Исследования показывают, Что неверные жены более отягощены чувством вины. Мужья же чувствуют себя заслуживающими немного «разлечений» на стороне: они уверены, что потребность в этом заложена в самой мужской природе (кстати, в последнее вр ...
Методы изучения мотивации и мотивов.
Насколько важно знание людьми мотивов друг друга, особенно в совместной деятельности, известно всем. Однако выявление оснований действий и поступков человека – дело не простое, связанное как с объективными, так и с субъективными трудностя ...
Эксперимент
В работе мы использовали методы исследования: наблюдение, анкетирование, интервью.
1. Исследование межполушарной асимметрии мозга.
Цель: провести сравнительную оценку доминирующего полушария в группах девочек и мальчиков (определить пре ...
