Профессиональный кризисСтраница 7
а значит, и незаметно. Это не только затрудняет их своевременное распознавание и
принятие каких-то контрмер, но и создает ситуацию, когда психолог, опять же «постепенно», начинает привыкать к этим свои негативным тенденциям в
развитии, и деструкции становятся неотъемлемой частью его личности.
Вероятно, важнейшим условием профилактики профессиональных деструкции в работе психолога
могло бы стать развитие представлений о своих профессиональных и жизненных перспективах. Когда у человека (и у психолога в том числе) есть оптимистичная значительная (не мелкая, не обывательская) жизненная цель (мечта), то многие проблемы уходят как бы на второй план. Рассматривая условия преодоления негативных последствий стрессов (точнее, дистрессов), Г. Селье дает простую и понятную рекомендацию: «Стремись к самой высшей из доступных тебе целей. И не вступай в борьбу из-за безделиц»
[18]. При этом выдающийся психофизиолог говорит о неразрывной связи стресса и работы, когда, с одной стороны, «главный источник дистресса — в неудовлетворенности жизнью, в неуважении к своим профессиональным занятиям», а с другой стороны, именно стресс и творческое напряжение в труде дают «аромат и вкус жизни» [18, с. 53—58]. Он совершенно серьезно призывает бороться со скукой в своей профессии, ибо «недостаточная трудовая нагрузка угрожает стать чрезвычайно опасной» [18, с. 61].
Профессия психолога предоставляет личности прекрасные возможности и для творческого напряжения, и
для решения действительно значимых личностных и общественных проблем, и для полноценного саморазвития и
самореализации психолога. Проблема лишь в
том, чтобы увидеть эти возможности и воспользоваться ими, не доводя идею творческого напряжения в труде («мук творчества») до абсурда и печального посмешища.
Позиция терапевта и клиента
Позиция психотерапевта.
Ролевые стратегии, принимаемые психотерапевтом во взаимоотношениях с пациентами.
Ведущие параметры: авторитарность – партнерство в выборе целей и задач психотерапии и директивность-недирективность в их технической ...
Упражнение 4. «Фотография»
Участникам предлагается вспомнить какую-либо семейную фотографию и затем воспроизвести ее, построив изображение из вспомогательных игроков. Эта техника применяется на ранних стадиях развития психодраматической группы. ...
Требования к специалистам, изучающим рисунок
Использование рисунков психологии выдвигает определенные требования к специалистам. Для работы с рисунками необходим большой опыт. Рисунок раскрывает много возможностей, но и требует значительного труда и терпения от исследователей, чтобы ...