Человек с момента своего рождения попадает в определенную жизненную среду и находится с ней в постоянном взаимодействии. Жизненная среда включает в себя довольно широкий спектр параметров, влияющих на психическое развитие человека. От общеизвестной роли ближайшего социального окружения до социокультурной или специфически социологической ниши — все имеет принципиальное значение для психического развития индивида.

Что, на наш взгляд, следует включить в окружающие условия для полноценного развития детей со зрительной патологией? Сегодня уже очевидно, что дело не в наличии или отсутствии каких-то отдельных обстоятельств, а в целой системе факторов.

На уровне дошкольного учреждения отработана и реализуется комплексная программа помощи ребенку с амблиопией и косоглазием. Понимая значимость каждого из ее звеньев, остановимся на такой ключевой, с нашей точки зрения, проблеме, как совместная работа с семьей по воспитанию и развитию детей со зрительной патологией.

В ряде исследований подчеркивается, что основным вопросом в воспитании незрячего ребенка является отношение родителей к его дефекту. По данным В. Карвялиса, многие (75,2%) родители серьезно озабочены нарушением зрения у ребенка; 18,8%, выражая тревогу, ничего не предпринимают для того, чтобы сохранить остаток зрения, а 6,2% — вовсе не обращают внимания на недостатки зрения'.

В дальнейшем изложении будем опираться на данные наблюдений родителей и психологического обследования группы детей дошкольного возраста специализированного учреждения для детей с нарушением зрения Восточного учебного округа г. Москвы.

Семья — ближайшее и постоянное социальное окружение ребенка. Влияние семьи на развитие личности ребенка доказано не только многочисленными исследованиями в области дошкольной педагогики и психологии, но и самой жизнью. Не случайно выдающийся отечественный психолог Л. С. Выготский обращает внимание на то, что «слепота в разной социальной среде психологически неодинакова. Слепота для дочки американского фермера, сына украинского помещика, немецкой герцогини, русского крестьянина и шведского пролетария — психологически совершенно разные факты».

Развитие ребенка в первые годы жизни определяется количеством и качеством любви и тепла, которые он получает от родных. Родительское отношение (прежде всего — материнское) насыщает субъективный опыт ребенка, закрепляя одни переживания, ослабляя другие и образуя, таким образом, фундаментальный, базисный слой эмоциональной сферы. Обогащаясь и насыщаясь, эмоции ребенка начинают опосредовать его связи с окружающим миром, задавая характер отношения к миру в целом.

Известный представитель гуманистической психологии А. Маслоу исследовал «самоактуализацию» как центральную проблему становления личности и определил среди важнейших потребностей человека потребность в любви и принадлежности, которая удовлетворяется посредством семьи в первую очередь3.

Педагогам и специалистам известна зависимость стиля жизни человека от степени развития чувства общности в семье. У отверженных детей с холодными, отчужденными матерями чувство общности не развивается, так же как и у избалованных детей. Уровень развития чувства общности определяет систему представлений о себе и о мире, которая создается каждым человеком. Неадекватность этой системы рождает препятствия для личностного роста, провоцирует развитие неврозов.

Психолого-педагогические исследования дают основания утверждать, что фундамент общечеловеческих и культурно-национальных ценностей личности, ее духовного стержня формируется преимущественно в процессе внутрисемейного взаимодействия ребенка с родителями и близкими взрослыми, другими членами семьи.

К сожалению, современная семья в ситуации всеобщей нестабильности переживает серьезный кризис, он выражается в усугублении трудностей семейного воспитания, ослаблении внимания к духовным ценностям. Отсутствие у молодых родителей осознанного отношения к родительству, сниженность социальной установки на воспитание детей, противоречивость представлений о целях, задачах воспитания, закономерностях психического развития ребенка отрицательно влияют на стабильность молодой семьи и полноценное становление личности ребенка. Опыт показывает, что педагогические неудачи усиливают эмоциональную напряженность между супругами, отрицательно влияя на развитие детей.

Внутрисемейные отношения выступают основным условием и средством семейного воспитания. Выдающийся педагог К. Д. Ушинский подчеркивал, что семейный уклад охватывает ребенка со всех сторон и отовсюду ежеминутно проникает в душу. В период нестабильности общества возникает психологическое неблагополучие семьи, отягощенное социально-экономическими факторами. Оно распространяется на все сферы межличностных отношений, обостряя не только супружеские и детско-родительские отношения, но и отношения между старшим и младшим поколениями, братьями и сестрами.

Страницы: 1 2

Соотношение понятий «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Общее и индивидуальное в психике человека. Проблема личности в отечественной и зарубежной психологии.
Человек – с одной стороны существо биологическое, животное, наделенное сознанием, обладающее речью, способностью трудиться; с другой стороны человек – существо общественное, ему необходимо общаться и взаимодействовать с другими людьми. ...

Анализ и интерпретация данных экспериментального исследования
Среди учащихся 10-11-х классов было проведено исследование самооценки. Из опрошенных 85 человек выявлено три группы с разным уровнем самооценки: с высокой самооценкой 17 человек, со средней - 40, с низкой - 28, что составляет 20%, 47% и 3 ...

Сиблинговая позиция и ее влияние на личностные особенности ребенка и взрослого
Первые идеи по поводу того, что личность ребенка зависит от его позиции среди братьев и сестер, принадлежат А. Адлеру. В настоящее время в англоязычной литературе появилось много исследований сиблинговой позиции, и все они носят характер, ...