Теоретические и
методологические основы консультирования. Теории личности и практика
консультированияСтраница 2
Классическими методами адлерианского консультирования выступают:[3]
1) Конфронтация, когда консультант подвергает сомнению рассуждения, основанные на индивидуальной логике клиента. Часто клиенты могут исследуя собственную логику, изменить и ее и свое поведение;
2) Задавание «вопроса». Консультант спрашивает: «Что изменилось бы, если бы Вам было хорошо?»;
3) Оказание поддержки. Поддержка подразумевает веру в человека. Консультанты оказывают поддержку, сообщая веру клиенту в то, что изменение возможно. Поддержка – ключ к изменению стиля жизни;
4) Действие «как будто». Клиентам предлагается действовать так, будто они являются теми, кем они хотят быть;
5) «Плевок в суп клиенту». Консультант обращает внимание клиента на некоторые проявления поведения и таким образом разрушает ценность определенного типа поведения;
6) Изменение условий задачи. Клиенты первоначально ставят перед собой краткосрочные достижимые цели и постепенно переходят к долгосрочным реалистичным целям.
К общим бихевиоральным методам (на бихевиористской теории основывается терапия поведения) относятся:[4]
1) использование подкреплений, которые могут быть положительными или отрицательными.
Для того, чтобы развилось или угасло какое-либо поведение, каждое его проявление должно быть подкреплено. К специфическим бихевиоральным методам относятся:
1) Бихевиоральная репетиция. Она заключается в повторении одобряемого поведения до тех пор, пока оно не станет выполняться так, как этого хочет клиент;
2) Планирование окружения. Эта процедура включает частичное создание клиентом той среды, которая способствует определенным проявлениям поведения, или, напротив ограничивает их;
3) Систематическая десенсибилизация. Этот метод помогает клиентам преодолеть тревожность в определенных ситуациях. Клиента просят описать ситуацию, которая вызывает тревожность. Затем ему предлагают оценить эту ситуацию и расположить события и обстоятельства на иерархической шкале, начиная с тех, которые не вызывают никакого интереса, и заканчивая теми, которые являются наиболее неприятными. Чтобы помочь клиенту устранить тревожность, консультант учит клиента расслабляться физически или психологически. После этого иерархия рассматривается заново, начиная с предметов, вызывающих меньшее беспокойство. Когда тревожность начинает возрастать, клиенту помогают расслабиться снова. Основная идея этого метода: клиент не может одновременно чувствовать тревогу и быть расслабленным.
4) Тренинг ассертивности (уверенности в себе). Главная цель тренинга – научить человека свободно выражать свои мысли и чувства, и не испытывать при этом ненужного беспокойства.
РЭТП имеет в своем арсенале два основных общих метода[5]:
1) Обучение, предполагающее, что клиент должен изучить как мысли связаны с эмоциями и поведением. Эмоции и чувства в этой терапии рассматриваются как следствие мыслей, а не событий. Клиента обучают бороться с иррациональными мыслями.
2) Рациональная дискуссия. В когнитивной дискуссии клиент должен доказать, что его реакция логична. Здесь допускается задавать вопрос «Почему?», который обычно консультантами не задается, так как ставит клиентов в оборонительную позицию. Цель дискуссии – научить клиента проводить различия между рациональными и иррациональными мыслями. Имажинативная дискуссия, наоборот основывается на способности клиента не к логике, а к воображению. Корректируются мысли, приходящие клиенту, когда он воображает ситуацию, которая его расстраивает.
Ориентированная на клиента терапия (клиент-центрированная терапия) предполагает использование специфических методов, которые трудно описать, не утратив основной идеи этого подхода. Сам К. Роджерс писал, что личностный рост происходит в результате осознания своей взаимосвязи с другими людьми. Поэтому он ориентировался, скорее не на методы, техники и приемы, а на условия для взаимоотношений, ведущих к личностному росту в процессе консультирования:
1) Два человека находятся в психологическом контакте;
2) Один человек, клиент, находится в состоянии неконгруэнтности (конгруэнтность – состояние гармонии между реально переживаемым «я» и концепцией идеального «я»);
3) Второй участник, консультант, является конгруэнтным или интегрированным в отношения;
4) Консультант испытывает безусловное доброжелательное отношение к клиенту;
5) Консультант испытывает эмпатическое понимание мировоззрения клиента и пытается сообщить свое понимание клиенту;
6) клиент получает, по крайней мере, минимальное сообщение о понимании его консультантом и о безусловно доброжелательном отношении.
Принципы
Основной принцип НЛП:
Ваша жизнь зависит только от вас.
Тезисы НЛП
1.Карта не соответствует местности.
2.Наши ментальные карты мира не представляют этот мир. Мы реагируем на карты, а не на мир. Куда проще "переработать" мент ...
Харизматические стратегии
Исследователи феномена харизматического влияния считают, что для его осуществления чаще всего используются следующие стратегии.
Отличаться от других.
У человека, претендующего на харизму, должны быть некие признаки, или стигматы (отмети ...
Понятие о мышлении
Наше познание окружающей действительности начинается с ощущений и восприятия и переходит к мышлению. Функция мышления - расширение границ познания путем выхода за пределы чувственного восприятия. Мышление позволяет с помощью умозаключения ...