Подавляющее большинство людей почти всю свою сознатель­ную жизнь проводят в организациях. Начиная с яслей и кончая домом для престарелых, человек сознательно или бессознательно, добровольно или по принуждению, заинтересованно или с полной апатией включается в жизнь организации, живет по ее законам, взаимодействует с другими ее членами, отдавая что-то организа­ции, но и получая от нее что-то взамен.

Вхождение человека в организацию – это особый, очень сложный и чрезвычайно важный процесс, в успехе которого заинтересованы как сам человек, так и организация. Процессу вхождения человека в организацию всегда сопутствует решение нескольких проблем. Во-первых, это проблема адаптации человека к новому окружению, решение которого не всегда проходит успешно. Во-вторых, это проблема коррекции или изменения поведения человека, без которых во многих случаях невозможно войти в организацию. В-третьих, это проблема изменений и модификаций в организации, которые происходят при приеме человека на работу.

Вступая во взаимодействие с организацией, человек интересует­ся различными аспектами этого взаимодействия, касающимися того, чем он должен жертвовать ради интересов организации, что, когда и в каких объемах он должен делать в организации, в каких условиях функционировать, с кем и сколько времени взаимодейст­вовать, что будет давать ему организация, и т.п. От этого и ряда других факторов зависит удовлетворенность человека взаимодей­ствием с организацией, его отношение к организации и его вклад в деятельность организации.

Организация ожидает от человека выполне­ния определенной роли. Необходимо отметить два основополагающих момента, лежащих в основе большинства причин, вызывающих непонимание, противодействия и конфликты во взаимодействии человека с организационным окружением. Данными моментами являются:

· ожидания и представления индивида об организационном окружении и его месте в нем;

· ожидания организации в отношении индивида и его роли в ней.

Ролевой конфликт определяют как ситуацию, в которой индивид, занимающий определенный статус сталкивается с несовместимыми ролевыми ожиданиями и оказывается не в состоянии выполнять предъявляемые ролью требования.

Если член организации не выполня­ет свою роль на должном, ожидаемом уровне, и если при этом он сам лично не удовлетворен характе­ром, содержанием и результатами своей деятельности в организа­ции, то возникают внутриличностные, внутриорганизационнык конфликты и противоречия, негативно действующие на психологический климат в коллективе и подрывающие взаимо­действие человека и организации.

Понятие базисного конфликта в теории Карен Хорни
Убеждение в существовании базисного конфликта в человеческой личности восходит к древности и играет заметную роль в различных религиях и философских концепциях. Силы света и тьмы, Бога и дьявола, добра и зла – вот некоторые из антонимов, ...

Влияние социума на специфику структур интегральной индивидуальности
Для анализа целостной структуры индивидуальности В.В. Белоусом были разработаны три критерия, которые мы будем использовать и для анализа особенностей структурирования индивидуальности (В. В. Белоус, 2010). Эти критерии таковы: 1. Средня ...

Симпатия как реакция на свойства объекта
Эмоциональные отношения на первом этапе их развития предстают в виде симпатий и антипатий одного человека к другому. На первом этапе развития эмоциональных отношений именно симпатия выступает в качестве их ведущего компонента. На первых ...