Сущность и роль теста-опросника СтреляуСтраница 2
Таким образом после определения структуры темперамента методикой Я. Стреляу мы можем получить количественное выражение возбуждения, торможения и подвижности процессов нервной деятельности.
Каждый из этих процессов в отдельности отражает базисную структуру психики как ее особую способность или свойство.
Высокий уровень силы возбудительного процесса: нервная система выдерживает длительное и часто повторяющееся возбуждение. Характерна способность к осуществлению эффективной деятельности в ситуации, требующей энергичных действий.
Низкий уровень силы возбудительного процесса: противоположен предыдущему.
Высокий уровень силы тормозного процесса: характерна способность к отказу от активности в условиях запретов.
Низкий уровень силы тормозного процесса: возможна способность к неадекватным импульсивным действиям в ситуациях, требующих отказа от активности. Высокая подвижность нервных процессов: характерна способность к быстрой перестройке при столкновении с новой ситуацией, выраженная готовность и желание взаимодействовать с новыми явлениями и предметами.
Низкая подвижность нервных процессов: возможны затруднения в переходе к новым навыкам, избегание новых ситуаций.
Анализируется также дополнительный индекс R (уравновешенность), вычисляющийся как отношение значения показателя силы возбуждения и значения показателя силы торможения. Уравновешенность нервных процессов возбуждения и торможения тем выше, чем ближе значение R к единице.
Реально, подвижность нервных процессов имеет две природы, психические фундаменты которых различны:
собственно подвижность, как способность нервной системы к быстрому переключению возбуждающих и тормозных процессов;
лабильность, как способность к быстрому прекращению реагирования при завершении процесса нервного воздействия.
В данной методике обе природы подвижности объединены поведенческими особенностями как способностью к быстрой перестройке процессов нервной деятельности при столкновении с новыми ситуациями и выражаются как личностная готовность и желание взаимодействовать с новыми ситуациями и явлениями.
Комбинирование этих трех процессов и особенностей функционирования нервной системы и их количественное выражение в методике Я. Стреляу позволяет последовательно анализировать темперамент, относя его к определенным условным типам:
Сильный — слабый = типологически разделяя энергетические возможности психики оптимально реагировать и функционировать в собственных границах между минимальным порогом возбуждения, превышение которого «включает» способность реагирования и предельным порогом, за которым воздействие превышает возможности психики реагировать адекватно или реагировать вообще, включая механизмы запредельного торможения.
Личностные особенности энергетических возможностей психики сравниваются с диагностическими статистическими границами и в соответствии с показателями фактора, относятся к тому или иному полюсу, отражающему свои особенности поведения. Зависимости между предпочитаемыми условиями и ситуациями жизнедеятельности и энергетическими возможностями психики, отражаясь в соотнесенности к сильному или слабому типу, одновременно отражают и стабильные поведенческие особенности, одинаково проявляющиеся во многих ситуациях, требующих энергетических реакций. Сильный тип, обладая своими энергетическими возможностями, формирует свои поведенческие реакции, слабый тип — свои.
Сильный тип, отличаясь от слабого типа пороговыми показателями реагирования на возбуждение и, как следствие, рядом поведенческих особенностей, уже в своих границах имеет стабильные поведенческие модификации, формирующиеся особенностями взаимодействия процессов возбуждения-торможения.
В зависимости от особенностей такого взаимодействия и превалирования одного механизма реагирования над другим в общем процессе психического реагирования, формируются свои поведенческие особенности, различающиеся типологически.
«Примитивная ментальность»
Эволюционизм и анимистическая школа в этнологии, а затем социологический рационализм Дюркгейма выделили элементы примитивной ментальности, которые они отнесли к архаическому типу общества. В контексте этих первых исследований, которым н ...
Интериоризация и экстериоризация
Интериоризация и экстериоризация в деятельностном подходе рассматриваются как механизмы усвоения общественно-исторического опыта[23]. Мысль о происхождении внутренней(интериоризация) психической деятельности, деятельности человеческого со ...
Научение.
Общая характеристика процесса научения.
Анализ инстинктивного поведения приводит в выводу, что всё богатство и разнообразие полноценного психологического отражения связаны с научением, накоплением индивидуального опыта.
Формирование пов ...