Ценности имеют как содержательную, так и количественную сторо­ны. С содержательной стороны ценности указывают, какие идеи, прин­ципы, цели поведения и т. д. являются важными. Например, такая цен­ность, как «власть закона», содержательно означает равенство всех людей перед законом, который в обязательном порядке наказывает всех правонарушителей и защищает всех невиновных.

Одну из первых классификаций ценностей предложил Г. Олпорт и его сотрудники. Они выделили шесть типов ценностей:

1. Теоретические ценности, которые придают наибольшую важность и значение рациональному мышлению и поиску истины;

2. Экономические ценности, утверждающие приоритет практической пользы и выгоды;

3. Эстетические ценности, выше всего ставящие красоту, гармо­нию и искусство;

4. Социальные ценности, придающие наибольшее значение челове­ческим взаимоотношениям - любви, дружбе, преданности и т. д.;

5. Политические ценности, отдающие исключительное предпочте­ние обретению власти и влияния;

6. Религиозные ценности, которые первостепенную важность при­дают следованию определенной системе представлений (вере).

Непосредственная связь ценностей с актуальными потребностями людей привлекла внимание к проблеме ценностей со стороны приклад­ных исследователей. В частности, ей заинтересовались те исследователи, которые занимаются психологическими проблемами маркетинга. Они попытались связать ценности индивида со стилем его жизни. Такой под­ход позволил им выделить семь иерархических уровней в ценностно-по­веденческой сфере:

1. Реактивный. Индивиды, находящиеся на этом уровне, лишены ка­ких-либо ценностных устоев и в основном действуют, только исходя из своих физиологических потребностей. Такие индивиды по понятным причинам чрезвычайно редки в современных организациях;

2.Стадный. Индивиды, стоящие на этом уровне развития ценност­ной сферы, характеризуются высокой зависимостью. Они неукоснитель­но следуют за массой, опасаются хоть как-то отклониться от предпи­санных правил, беспрекословно следуют указаниям лиц, облеченных властью;

3.Эгоцентрический. Эти лица проповедуют ярко выраженный индивидуализм. Они агрессивны и эгоистичны, уступают только жесткому давлению власти;

4.Ригидный. Индивиды этого ценностного уровня тяжело перено­сят неопределенность, они отвергают лиц с иными, чем у них, система­ ми ценностей, пытаясь во всем навязать свой собственный взгляд;

5.Манипулятивный. Этих людей характеризует стремление достичь собственных целей путем манипулирования другими. Они прагматичны и активно стремятся к высокому положению и признанию;

6.Социоцентрический. Для индивидов, находящихся на социоцентрическом уровне, свойственна ориентация на создание гармоничных отношений с окружающими. Они отвергают приоритет цели над сред­ствами и болезненно реагируют на любые попытки манипуляции и дав­ления;

7.Экзистенциальный. Эти лица чувствуют себя вполне комфортно в условиях неопределенности, например, среди людей с различными цен­ ностными взглядами. Они постоянные противники и критики политики ограничений, негибкого поведения, статусных символов и произвола властей;

Ценностные представления также могут быть разделены на две боль­шие группы: терминальные и инструментальные. К первой группе относятся ценности, которые выступают базовыми. В соответствии с ними индивид строит свою жизнь, их он готов отстаивать и укреплять. Эта группа включает такие ценности, как человеческое достоинство, любовь, дружба, экономическое процветание, безопасность, равенство возможностей и т. д. Их можно рассматривать как общечеловеческие, универсальные нравственные стандарты, которые, по-видимому, одина­ково важны в любой стране и культуре.

Ко второй группе относятся ценности, имеющие более конкретный поведенческий смысл. Они могут быть обозначены прилагательными, в которых отражены виды поведения, которые одобряет или отвергает индивид. Эти ценности могут быть выражены такими прилагательными, как тактичный, преданный, компетентный, патриотичный, вежливый, амбициозный. В отличие от терминальных ценностей, которые ха­рактеризуются значительной устойчивостью и консервативностью, ин­струментальные ценности более гибки и подвижны. Как и другие эле­менты поведения, они в значительной степени подвержены изменениям в результате обучения или нового опыта.

То, в какой степени данная ценность важна для индивида, рассматри­вается исследователями как количественная характеристика ценностной сферы. Для ее оценки учеными созданы различные опросники, позволя­ющие измерить степень важности, которую придает индивид той или иной ценности. Количественная оценка совокупности отдельных ценностей позволяет выявить систему ценностей индивида. Она обычно представ­ляет иерархическую структуру, в которой одни ценности имеют значительно больший вес и предпочитаются другим. Эта система наглядно демонстрирует, какое значение человек придает свободе, удовольствию, самоуважению, честности, любви, послушанию, равенству и т. д.

Восприятие пространства и времени
Восприятие пространства и времени - это сложные виды перцептивной деятельности, которые формируются в практической деятельности благодаря согласованному действию всех анализаторов. Отдельного органа для восприятия пространства и времени у ...

Стадии развития алкоголизма
В советской наркологической практике было принято выделять три стадии алкоголизма, плюс бытовое пьянство в качестве «нулевой» стадии. Бытовое пьянство — это «нулевая» стадия алкоголизма. Для этого этапа характерны: способность контролиро ...

Категория общения в психологической науке
Общение, так же как деятельность, сознание, личность и ряд других категорий, не является предметом только психологического исследования. Поэтому с неизбежностью встает задача выявления специфически психологического аспекта этой категории. ...