Отличительная особенность следующего вида мышления — наглядно-образного — состоит в том, что мыслительный процесс в нем непосредственно связан с восприятием мыслящим чело­веком окружающей действительности и без него совершаться не может. Мысля наглядно-образно, человек привязан к дейст­вительности, а сами необходимые для мышления образы пред­ставлены в его кратковременной и оперативной памяти (в отли­чие от этого образы для теоретического образного мышления извлекаются из долговременной памяти и затем преобразуются).

Данная форма мышления наиболее полно и развернуто пред­ставлена у детей дошкольного и младшего школьного возраста, а у взрослых — среди людей, занятых практической работой. Этот вид мышления достаточно развит у всех людей, кому час­то приходится принимать решение о предметах своей деятель­ности, только наблюдая за ними, но непосредственно их не касаясь.

Последний из обозначенных на схеме видов мышления — это наглядно-действенное. Его особенность заключается в том, что сам процесс мышления представляет собой практическую преобразовательную деятельность, осуществляемую человеком с реальными предметами. Основным условием решения задачи в данном случае являются правильные действия с соответству­ющими предметами. Этот вид мышления широко представлен у людей, занятых реальным производственным трудом, резуль­татом которого является создание какого-либо конкретного ма­териального продукта.

Заметим, что перечисленные виды мышления выступают од­новременно и как уровни его развития. Теоретическое мышле­ние считается более совершенным, чем практическое, а поня­тийное представляет собой более высокий уровень развития, чем образное. С одной стороны, за такими рассуждениями лежит реальный смысл, так как понятийное и теоретическое мышле­ние в филогенезе и онтогенезе действительно появляются позднее, чем, скажем, практическое и образное. Но, с другой стороны, каждый из четырех названных видов мышления сам по себе может развиваться относительно независимо от остальных и до­стигать такой высоты, что заведомо превзойдет филогенетиче­ски более позднюю, но онтогенетически менее развитую форму. Например, у высококвалифицированных рабочих наглядно-дей­ственное мышление может быть гораздо более развитым, чем понятийное у размышляющего на теоретические темы студен­та. Наглядно-образное мышление художника может быть более совершенным, чем словесно-логическое у посредственного уче­ного.

Все перечисленные виды мышления у человека сосуществу­ют, могут быть представлены в одной и той же деятельности. Однако в зависимости от ее характера и конечных целей доми­нирует тот или иной вид мышления. По этому основанию они все и различаются. По степени своей сложности, по требовани­ям, которые они предъявляют к интеллектуальным и другим способностям человека, все названные виды мышления не ус­тупают друг другу.

Мышление в отличие от других процессов совершается в со­ответствии с определенной логикой. Соответственно, в структуре мышления можно выделить следующие логические операции: сравнение, анализ, синтез, абстракция и обобщение. Сравнение вскрывает тождество и различие вещей. Результатом сравне­ния, кроме того, может стать классификация. Нередко она вы­ступает как первичная форма теоретического и практического познания.

Более глубокое проникновение в суть вещей требует раскры­тия их внутренних связей, закономерностей и существенных свойств. Оно выполняется при помощи анализа и синтеза. Ана­лиз — это расчленение предмета, мысленное или практическое, на составляющие его элементы с последующим их сравнением. Синтез есть построение целого из аналитически заданных час­тей. Анализ и синтез обычно осуществляются вместе, способствуют более глубокому познанию действительности. «Анализ и синтез, — писал С Л. Рубинштейн, — «общие знаменатели» все­го познавательного процесса. Они относятся не только к отвле­ченному мышлению, но и к чувственному познанию и воспри­ятию. В плане чувственного познания анализ выражается в вы­делении какого-нибудь чувственного свойства объекта, до того должным образом не выделявшегося. Познавательное значение анализа связано с тем, что он вычленяет и «подчеркивает», вы­деляет существенное». Теоретический, практический, образный и абстрактный интеллект в своем формировании связан с со­вершенствованием операций мышления, прежде всего анализа, синтеза и обобщения.

Страницы: 1 2 3

Психологическая структура личности: соотношение биологического и социального.
На земле нет двух одинаковых личностей, каждая личность имеет свою структуру. Однако есть много общего, что позволяет выделить структуру личности вообще, которая состоит из четырех сторон: Блок психических явлений(мотивационный) — направ ...

Взаимодействие членов коллектива в процессе общения
В процессе общения в коллективе создается своеобразный общий банк идей, способов и приемов решения конкретных задач, которые используются в совместной деятельности для решения новых задач. Необходимо подчеркнуть, что деловое общение спосо ...

Альфред Адлер – жизненный путь
Альфред Адлер - австрийский психиатр и психолог, основатель школы индивидуальной психологии и один из основоположников современной психотерапии. Родился 7 февраля 1870 в Пенцинге (Австрия). Альфред получил образование в Вене и жил там до ...