Сиблинговая позиция и ее влияние на личностные особенности ребенка и взрослого
Страница 2

Психология » Психология братско-сестерских взаимоотношений » Сиблинговая позиция и ее влияние на личностные особенности ребенка и взрослого

Адлер часто описывал положение первенца при рождении второго ребенка, как полодение «монарха, лишенного трона», и отмечал, что этот опыт может быть очень травматичным. Когда старший ребенок наблюдает, как его младший брад или сестра побеждает в соревновании за родительское внимание и нежность, он, естественно, будет склонен отвоевывать свое верховенство в семье. Однако это сражение за возвращение прежней центральной позиции.

Старший ребенок-первенец, от него больше всего ожидают родители, и он чаще всего оправдывает их надежды. Мотивация достижений, академическая успеваемость и профессиональная успешность старшего ребенка высоки. Его успешность связана не только с родительским ожиданиями, но и с опытом «детронизации» (свержения с трона). Этот термин предложен Адлером для описания сильнейших переживаний старшего ребенка при рождении младшего. В этой ситуации старший попадает в ситуацию внезапного переключения родительского внимания, заботы и любви на вновь родившегося ребенка, и этот опыт также стимулирует когнитивное и мотивационное развитие старшего, так как ребенок старается быть хорошим, умным и успешным, чтобы вновь завоевать (или отвоевать) внимание и любовь своих родителей.

Однако, если эмоциональная депривация старшего ребенка оказывается слишком сильной, а его ресурс ограничен, могут наступить поведенческие сдвиги в сторону нарушения навыков, которые уже были сформированы. Например, он может «разучиться» самостоятельно принимать пищу, ложиться спать, могут ухудшиться его вербальные навыки и навыки «туалетного» поведения.

В силу опыта «детронизации» ребенок, а позже взрослый слишком боится авторитетную фигуру, допустить ошибку. Он рано обучается «читать с лица» эмоции своих родителей, поэтому чувствителен к эмоциям других людей. Он идентифицирован (отождествлен) с родительскими фигурами и несет родительские установки в другие контакты. Старший ребенок имеет ранний и очень важный опыт заботы о другом (младшем), опыт принятия решений, ответственности и лидерства. В результате человека во взрослом состоянии в сиблинговой позиции «старший ребенок» мы с наибольшей вероятностью найдем среди людей, которые возглавляют социальные, политические, научные сообщества. Половина американских президентов и 21 из 23 астронавтов были старшими с детьми в семье (Ричардсон Р., 1994).

Старший брат среди братьев будет руководить мужскими (воинскими, международными, политическими организациями), старший среди сестер – женскими сообществами (школой, больницей) и далее – согласно описанной логике.

В семейной жизни старший ребенок будет больше привержен родительским, нежели супружеским, ролям.

Из всех сиблинговых позиций наиболее успешен в браке средний ребенок. Важно привести негативные данные о том, что первенцы составляют значительную группу среди проблемных детей; это, возможно, является следствием чрезмерных родительских ожиданий, адресованных первенцу, либо результатом неблагополучно пережитого опыта «детронизации».

Второй (средний) ребенок.

Второму ребенку с самого начала задает темп его старший брат и старшая сестра: ситуация стимулирует его побивать рекорды старшего сиблинга.

Благодаря этому нередко темп его развития оказывается более высоким, чем у старшего ребенка. Например, второй ребенок может раньше, чем первый, начать разговаривать и ходить. «Он ведет себя так, как будто состязается в беге, и если кто-нибудь вырвется на пару шагов вперед, он поспешит его опередить. Он все время мчится на всех парах»/

Страницы: 1 2 3

Понятие и виды конфликта
Как и множества других понятий, у конфликта имеется множество толкований и определений. Одним из них является такое: КОНФЛИКТ - это отсутствие согласия между двумя и более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами ли ...

Активность как одна из проблем психологии мотивации.
Жизнь любого человека представляет собой непрерывный поток активности. Этот поток включает не только разного рода действия или сообщения, но и переживания – психическую активность в виде восприятий, мыслей, чувств и представлений, даже ес ...

Особенности зрительного и слухового восприятия
Слуховое восприятие детей с умственной отсталостью характеризуется недиференцированностью. Это негативно отражается на различении близких по звучанию фонем. Недостаточность фонемного слуха является одной из причин трудностей формирования ...