Ощущения считаются самыми простыми из всех психиче­ских явлений. Они представляют собой осознаваемый, субъек­тивно представленный в голове человека или неосознаваемый, но действующий на его поведение продукт переработки цент­ральной нервной системой значимых раздражителей, возника­ющих во внутренней или внешней среде. Способность к ощу­щениям имеется у всех живых существ, обладающих нервной системой. Что же касается осознаваемых ощущений, то они есть только у живых существ, имеющих головной мозг и кору голо­вного мозга. Это, в частности, доказывается тем, что при тор­можении деятельности высших отделов центральной нервной системы, временном отключении работы коры головного мозга естественным путем или с помощью биохимических препара­тов человек утрачивает состояние сознания и вместе с ним спо­собность иметь ощущения, т.е. чувствовать, осознанно воспри­нимать мир. Такое происходит, например, во время сна, при наркозе, при болезненных нарушениях сознания.

Ощущения в своем качестве и многообразии отражают раз­нообразие значимых для человека свойств окружающей среды. Органы чувств, или анализаторы человека, с рождения приспо­соблены для восприятия и переработки разнообразных видов энергии в форме стимулов-раздражителей (физических, хими­ческих, механических и других воздействий).

Виды ощущений отражают своеобразие тех стимулов, кото­рые их порождают. Эти стимулы, будучи связанными с различ­ными видами энергии, вызывают соответствующие ощущения разного качества: зрительные, слуховые, кожные (ощущения при­косновения, давления, боли, тепла, холода и др.), вкусовые, обо­нятельные. Информацию о состоянии мышечной системы нам предоставляют проприоцептивные ощущения, отмечающие сте­пень сокращения или расслабления мышц; о положении тела относительно направленности сил гравитации свидетельствуют ощущения равновесия. Те и другие обычно не осознаются.

Сигналы, поступающие из внутренних органов, менее за­метны, в большинстве случаев, за исключением болезненных, не осознаются, но также воспринимаются и перерабатываются центральной нервной системой. Соответствующие ощущения называют интероцептивными. Информация из внутренних орга­нов непрерывным потоком поступает в мозг, сообщая ему о состояниях внутренней среды, таких, как наличие в ней биологи­чески полезных или вредных веществ, температура тела, хими­ческий состав имеющихся в нем жидкостей, давление и многие другие. У человека есть, кроме того, несколько специфических видов ощущений, которые несут в себе информацию о времени, ускорении, вибрации, некоторых других сравнительно редких явлениях, имеющих определенное жизненное значение. По со­временным данным мозг человека представляет собой слож­нейшую, самообучающуюся вычислительную и одновременно аналоговую машину, работающую по генотипически обуслов­ленным и прижизненно приобретенным программам, которые непрерывно совершенствуются под влиянием поступающей ин­формации. Перерабатывая эту информацию, мозг человека при­нимает решения, дает команды и контролирует их выполнение.

Порождают ощущения обычно электромагнитные волны, на­ходящиеся в пределах значительного диапазона — от коротких до радио­волн с длиной волны, измеряемой многими километрами. Длина волны как количественная характеристика электромагнитной энергии субъективно представлена человеку в виде качественно разнообразных ощущений. Например, те электромагнитные вол­ны, которые отражает зрительная система, располагаются в ди­апазоне от 380 до 780 миллиардных долей метра и в совокупно­сти занимают весьма ограниченную часть электромагнитного спектра. Волны, находящиеся внутри этого диапазона и разли­чающиеся по длине, порождают в свою очередь ощущения раз­личного цвета.

Страницы: 1 2 3

Структура деятельности
Подводя итоги всему выше сказанному, структура деятельности приобретает вид следующей схемы на рис. 1. Эта схема показывает, что связи между ее составляющими чрезвычайно гибкие и подвижные, что отражает широкие возможности трансформации и ...

Интериоризация и экстериоризация
Интериоризация и экстериоризация в деятельностном подходе рассматриваются как механизмы усвоения общественно-исторического опыта[23]. Мысль о происхождении внутренней(интериоризация) психической деятельности, деятельности человеческого со ...

Идеи психологического развития детей М.Я. Басова
М. Я. Басов разработал систему объективного наблюдения – этого основного, с его точки зрения, метода детской психологии. Подчеркивая значение естественности и обычности условий наблюдения, он описал как карикатурную такую ситуацию, когда ...