


Возрастная периодизация в трудах отечественных психологов (Л.С. Выготского,
Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович и др.)Страница 2
развиваются различные психические новообразования.
Развернутая периодизация психического развития ребенка от рождения до 17 лет была создана Д.Б. Элькониным и представлена в статье "К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте" (1971). В развитии детей Д.Б. Эльконин считал необходимым выделение стадий, возрастных периодов, а не просто временных промежутков. Он рассматривал
возраст как "относительно замкнутый период, значение которого определяется прежде всего его местом и функциональным значением на общей кривой детского развития" [11, с. 42].
Каждый психологический возраст характеризуется показателями, которые находятся между собой в сложных отношениях:
1. Социальная ситуация развития;
2. Ведущая деятельность;
3. Основные новообразования.
Эльконин представил последовательность психологических возрастов в детстве следующим образом:
· кризис новорожденности;
· младенчество (2 месяца - 1 год) - непосредственно-эмоциональное общение со взрослым;
· кризис одного года;
· ранний возраст (1 - 3 года) - орудийно-предметная (предметно-манипулятивная) деятельность;
· кризис трех лет;
· дошкольный возраст (3 - 7 лет) - ролевая игра;
· кризис семи лет;
· младший школьный возраст (8-12 лет) - учебная деятельность;
· кризис 11 - 12 лет;
· подростковый возраст (11 - 15 лет) - интимно-личное общение со сверстниками;
· кризис 15 лет.
Эльконин в представленной им схеме психического развития в детстве разработал идею о периодической смене, чередовании в онтогенезе двух типов деятельности.
"Возраст взросления" с психологической точки зрения разные авторы оценивают в промежуточном периоде от 12-14 до 20-24 лет. Л.И.Божович характеризует этот возраст как "совокупность индивидуальных процессов, связанных с переживанием соматических изменений, с необходимостью адаптации к ним, совладании с ними, а также социальными реакциями на них" [1].
При этом психосоциальные факторы вступают в действие постольку, поскольку в каждом обществе существуют более или менее точные представления о том, что такое детство и взрослый статус.
Разработанная отечественными исследователями под руководством Л.И.Божович [1] возрастная периодизация, основанная на теории культурно-исторической развития Л.С.Выготского [5], предусматривает такой этап онтогенетического развития ребенка, как старший школьный возраст. Однако, более поздние исследования вскрыли закономерности протекания т.н. переходного периода от подросткового к старшему школьному возрасту в становлении личности; дали характеристику этого этапа, социальной ситуации развития и сопутствующих переходному периоду кризисов [2], процессов роста сознания и самосознания старшего школьника [3, с.23-34].
Все люди разные.
Для того чтобы создать хорошие и любовные взаимоотношения, необходимо понимать эту истину.
Однако в жизни мы не всегда признаем, что другие люди отличаются от нас. Мы выказываем недовольство, сопротивляемся и отвергаем эти различия. Мы т ...
Упражнение 13. «Скульптура»
Протагонист выражает свои чувства, взгляды или другие внутренние состояния через зримые образы, составленные из членов группы, которые представляют собой как. бы отдельные элементы реальности. Например, каждый член семьи показывает с помо ...
Надёжность
Надёжность – характеристика методики, отражающая точность психодиагностических измерений, а также устойчивость результатов теста к действию посторонних случайных факторов [2, с.424]. Надёжность теста проявляется в согласованности оценок у ...
