Возрастная периодизация в трудах отечественных психологов (Л.С. Выготского,
Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович и др.)Страница 2
развиваются различные психические новообразования.
Развернутая периодизация психического развития ребенка от рождения до 17 лет была создана Д.Б. Элькониным и представлена в статье "К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте" (1971). В развитии детей Д.Б. Эльконин считал необходимым выделение стадий, возрастных периодов, а не просто временных промежутков. Он рассматривал
возраст как "относительно замкнутый период, значение которого определяется прежде всего его местом и функциональным значением на общей кривой детского развития" [11, с. 42].
Каждый психологический возраст характеризуется показателями, которые находятся между собой в сложных отношениях:
1. Социальная ситуация развития;
2. Ведущая деятельность;
3. Основные новообразования.
Эльконин представил последовательность психологических возрастов в детстве следующим образом:
· кризис новорожденности;
· младенчество (2 месяца - 1 год) - непосредственно-эмоциональное общение со взрослым;
· кризис одного года;
· ранний возраст (1 - 3 года) - орудийно-предметная (предметно-манипулятивная) деятельность;
· кризис трех лет;
· дошкольный возраст (3 - 7 лет) - ролевая игра;
· кризис семи лет;
· младший школьный возраст (8-12 лет) - учебная деятельность;
· кризис 11 - 12 лет;
· подростковый возраст (11 - 15 лет) - интимно-личное общение со сверстниками;
· кризис 15 лет.
Эльконин в представленной им схеме психического развития в детстве разработал идею о периодической смене, чередовании в онтогенезе двух типов деятельности.
"Возраст взросления" с психологической точки зрения разные авторы оценивают в промежуточном периоде от 12-14 до 20-24 лет. Л.И.Божович характеризует этот возраст как "совокупность индивидуальных процессов, связанных с переживанием соматических изменений, с необходимостью адаптации к ним, совладании с ними, а также социальными реакциями на них" [1].
При этом психосоциальные факторы вступают в действие постольку, поскольку в каждом обществе существуют более или менее точные представления о том, что такое детство и взрослый статус.
Разработанная отечественными исследователями под руководством Л.И.Божович [1] возрастная периодизация, основанная на теории культурно-исторической развития Л.С.Выготского [5], предусматривает такой этап онтогенетического развития ребенка, как старший школьный возраст. Однако, более поздние исследования вскрыли закономерности протекания т.н. переходного периода от подросткового к старшему школьному возрасту в становлении личности; дали характеристику этого этапа, социальной ситуации развития и сопутствующих переходному периоду кризисов [2], процессов роста сознания и самосознания старшего школьника [3, с.23-34].
Определение понятия, функции эмоций
Эмоция – особая форма психического отражения, которая в форме непосредственного переживания отражает не объективные явления, а субъективное к ним отношение.
Функции эмоций
1. Отражательная функция: выражается в обобщенной оценки событий ...
Системы головного мозга и память.. Мозжечок
Функция мозжечка заключается в контроле над всеми видами движений. В сложном движении, которое выполняется автоматически, больные с повреждениями мозжечка должны теперь сознательно контролировать каждый этап: например, сначала поднять рук ...
Переход из начальной школы в среднюю
Переход из начальной школы в среднюю — это рубеж 4-го и 5-го классов. 4-й класс — достаточно спокойный период, когда уже все сложилось: учеба, оценки, взаимоотношения. Это период относительной стабильности, когда психолог может с успехом ...