Заключение
Жизненный путь — «это история формирования и развития личности в определенном обществе, современника определенной эпохи, сверстника определенного поколения»[13]. Историческая природа личности требует от психолога изучения или хотя бы учета исторических обстоятельств ее жизни. В психологии биография человека всегда служила богатым источником знаний о личности, но, что еще важнее, она сама является предметом психологического изучения.
Изучение биографических явлений имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Уясняя закономерности жизнедеятельности и жизненного пути, человек может лучше представить себе оптимальный вариант собственного развития, определить свой жизненный путь. Понимание роли личности в планировании и осуществлении своего варианта жизненного пути способствует более ответственному отношению к нему, стремлению ставить серьезные жизненные цели и достигать их осуществления.
Смысл жизни сугубо индивидуален и нет универсального смысла, одинаково пригодного для жизни всех людей. Сколько существует людей, столько должно быть и вариантов смысла жизни. Индивидуальный смысл жизни является наиболее адекватным для данного конкретного индивида, поскольку отражает специфику его жизненного опыта и актуальной жизненной ситуации.
Соотношение биографических событий и моментов естественного жизненного цикла индивида; фазы, периодизация жизни; кризисы развития личности; типы биографий; возрастные особенности внутреннего мира человека; роль духовных факторов в регуляции социальной жизнедеятельности; возрастная динамика творческой продуктивности; общая производительность жизненного пути; удовлетворенность жизнью и т. д.— вот тот далеко не полный перечень вопросов, касающийся самой природы жизненного пути.
[1] Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания - Л.: ЛГУ, 1968.
[2] Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии, 4-изд. -СПб.: Питер, 2004. –С. 641.
[3] Там же. С. 643.
[4] Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни - М.: "Мысль", 1991. – С.28.
[5] Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни - М.: "Мысль", 1991. – С.67.
[6] Там же. С.69.
[7] Карпинский К.В. Психология жизненного пути личности: Учеб. пособие / К.В.Карпинский. – Гродно: ГрГУ, 2002. – с. 49
[8] Дружинин В. Н. Варианты жизни: Очерки экзистенциальной психологии. – М.: ПЕР СЕ; СПб.: ИМАТОН-М, 2000. – С.12
[9] Дружинин В. Н. Варианты жизни: Очерки экзистенциальной психологии. – М.: ПЕР СЕ; СПб.: ИМАТОН-М, 2000.- С.76.
[10] Карпинский К.В. Психология жизненного пути личности: Учеб. пособие. – Гродно: ГрГУ, 2002. – С.156
[11] Там же. С.157.
[12] Карпинский К.В. Психология жизненного пути личности: Учеб. пособие. – Гродно: ГрГУ, 2002. – С.157.
[13] Рубинштейн С.Л. Человек и мир - М.: "Наука", 1997. – С.104-105.
Сравнительные результаты экспериментальной группы, после проведения работы
по повышению самооценки.
Таблица № 7
Группы
«А»
«В»
«С»
«D»
Контрольная группа до эксперимента
0
41%
23,5%
35,5%
Контрольная группа после эксперимента
0
41%
35,5%
23,5%
Сравнивая результаты экспериментальной и ...
Белковый синтез
Все молекулы нашего тела непрерывно разрушаются и образуются вновь. Точно так же и в мозгу 90% белков обновляются не более чем за две недели. «Шаблон», по которому в клетке синтезируется белок, - это РНК. Судя по результатам ряда исследов ...
Функциональные последствия конфликта
· Конфликты способствуют развитию и изменению в организации, так как открывают недостатки в организации, выявляют противоречия. Они помогают снизить сопротивление изменениям.
· Конфликты способствуют поддержанию динамического равновесия ...