


Синтезирующая функция. Интеграция эмоций с когнитивными процессами
Большой теоретический интерес представляет функция эмоций, отчетливо намеченная в работах В. Вундта и выявляющая роль эмоциональных переживаний в становлении и организации субъективного образа. Согласно Вундту, эмоциональный тон ощущений (или более сложных «единиц» отражения), воспринимаемых одновременно или непосредственно друг за другом, сливается по определенным законам во все более и более общие равнодействующие переживания, соответственно организуя в восприятии и сами эти «единицы» (ощущения, представления и т. п.). Только в силу такого слияния чувств мы воспринимаем не набор пятен или звуков, а пейзаж и мелодию, не множество интроцептивных впечатлений, а свое тело. Таким образом, эмоциональные переживания выступают синтезирующей
основой образа, обеспечивающей возможность целостного и структурированного отражения мозаичного разнообразия фактически действующих раздражении.
Эмоции производят моментальную интеграцию всех функций организма.
Важную роль играют эмоции в процессах познания.
По С.Л. Рубинштейну, целостный акт отражения «…всегда в той или иной мере включает единство двух противоположных компонентов – знания и отношения, интеллектуального и аффективного, из которых то один, то другой выступает в качестве преобладающего». Эмоции включаются в строение образа как носитель субъективного отношения к тому, что отражается.
Эмоции участвуют в процессах обучения и накопления опыта. Эмоционально окрашенные события лучше запоминаются. Положительные эмоции делают произошедшее более привлекательным в дальнейшем, способствуют закреплению навыков. Отрицательные эмоции заставляют в дальнейшем уклоняться от уже знакомых неблагоприятных воздействий. Эмоциональная окрашенность является одним из факторов, определяющих непроизвольное внимание и запоминание. Сильно выраженные эмоции могут исказить процессы восприятия. Эмоции также влияют на воображение и фантазию.
Ярким примером эмоциональных синтезов, проявляющихся на уровне более сложных когнитивных образований, служат так называемые аффективные комплексы, экспериментальное исследование которых, начатое К.Г. Юнгом, в советской психологии было развито А.Р. Лурия. Эти исследования показали, что совокупность образов, прямо или случайно связанных с ситуацией, породившей сильное эмоциональное переживание, образует в памяти прочный комплекс, актуализация одного из элементов которого влечет, даже против воли субъекта, немедленное «введение» в сознание других его элементов. Нельзя отказать в убедительности и тем многим примерам, которые приводит Вундт.
Существуют также и определенные теоретические выводы, позволяющие говорить об оправданности поисков синтезирующей основы образа именно в сфере эмоционального. Современная психология рассматривает чувственную ткань отражения как образование, прежде всего когнитивной природы.
Исследование (испытуемый А)
Учреждение – районное отделение военного комиссариата; должность – старший помощник начальника 1-го отдела.
1)
Социально-демографические характеристики
Ø Пол - женский
Ø Возраст - 43
Ø уровень образования: средне ...
Альфред Адлер – жизненный путь
Альфред Адлер - австрийский психиатр и психолог, основатель школы индивидуальной психологии и один из основоположников современной психотерапии. Родился 7 февраля 1870 в Пенцинге (Австрия). Альфред получил образование в Вене и жил там до ...
Привычки
Привычки – это компонент действия, в основе которого лежит потребность. Они могут в известной степени сознательно контролироваться, но далеко не всегда бывают разумными и полезными (дурные привычки)[68].
Пути формирования привычек:
чере ...
