Ранняя алкоголизация у детей подросткового возрастаСтраница 1
В данной работе мы выдвигаем гипотезу: ранняя алкоголизация детей подросткового возраста напрямую связана с наличием возрастного кризиса и криза семейных взаимоотношений родителей.
Для рассмотрения данного вопроса мы использовали статьи из журнала «Вопросы психологи»:
1. Ребенок в алкогольной семье: Психологический портрет В.Д. Москаленко.
2. Отношение к времени: психологические проблемы ранней алкоголизации и отклоняющегося поведения В.С. Хомик, А.А. Кроник.
3. Социально-психологические механизмы усвоения детьми алкогольной традиции О.Л. Романова, Т.И. Петракова.
Из данных статей мы видим, что точное число детей, живущих в семье с одним или двумя больными алкоголизмом родителями, неизвестно, однако есть основания полагать, что оно велико.
Опишем для начала психологический портрет семьи:
Все семьи с наличием больного алкоголизмом (назовем их для краткости алкогольными) являются дисфункциональными. Причинами дисфункциональности могут быть и другие стрессорные события, помимо алкоголизма. Но алкогольная семья всегда дисфункциональна, лишь временами она может нормально жить. Основные признаки дисфункциональной семьи заключаются в следующем:
- члены семьи не уделяют внимания друг другу, в особенности родители детям;
- родители плохо, неправильно относятся к детям;
- вся жизнь семьи характеризуется непостоянством и непредсказуемостью, а отношения между членами – деспотичностью;
- члены семьи озабочены отрицанием реальности, им приходится тщательно скрывать один или более секретов семьи;
- в правилах семьи значительное место занимают запреты свободно выражать свои потребности и чувства, используются эмоциональные репрессии;
- взаимоотношения ригидные.
В дисфункциональных семьях всегда много отрицательных правил и соответствующих заявлений, например:
- «Не выражай своих чувств, не злись, не будь печальным, не реви»
- «Не думай, не возражай, а выполняй мои приказы, не задавай вопросов»
- «Не выноси сор из избы, не предавай семью,
не выбалтывай секретов»
- «Никаких разговоров за спиной!»
- «Пьянство не причина наших несчастий».
Подчеркивается также, что в алкогольных семьях правила или слишком свободны, или слишком строги.
У В.Д. Москаленко описано 5 типов таких семей:
1. Размытость, нечеткость границ.
Поскольку вся жизнь семьи неупорядочена, непредсказуема, то дети часто не знают, какие их чувства нормальны, а какие – ненормальны и теряют «твердость психологической почвы под ногами». Амбивалентность касается многих сторон жизни семьи. Это приводит к нечеткости границ личности.
2. Отрицание.
В жизни алкогольной семьи так много всего построено на лжи, что ребенку трудно распознать правду. Отрицание происходящего в доме носит почти навязчивый характер. Как больной отрицает наличие у него проблем, связанных с потреблением алкоголя, так вся семья отрицает все тягостные события, происходящие в семье. Ребенку становится трудно понимать, что же вокруг него происходит.
3. Непостоянство.
Поскольку потребности ребенка удовлетворяются непостоянно, то он испытывает голод на внимание к себе, страстное желание, чтобы им занимались, и привлекает внимание к себе любыми доступными ему средствами, включая делинквентное поведение.
4. Низкая самооценка.
Вся система воспитания в такой семье заставляет ребенка поверить, что он в какой-то степени виноват в том, что происходит. Он был недостаточно хорошим, он совершал много ошибок, он вообще весь состоял из ошибок. В конце концов, он заслуживает всего того плохого, что с ним случается.
5. Недостаток информации
о том, как функционируют здоровые семьи. Как сами родители, так и их дети имеют слабое представление о том, как должна функционировать нормальная семья
Психологический портрет
ребенка воспитывающегося в алкогольной семье следующий. Из раннего опыта жизни с родителями, больными алкоголизмом, ряд авторов выводят психологические особенности детей. Сходство уклада жизни в таких семьях обусловливает сходные психологические особенности детей. Приводимое ниже описание «психологического портрета ребенка» составлено на основе ряда источников литературы, а также с учетом знаний, полученных в Ратгеровском университете (США) в Летней школе изучения алкоголя и алкоголизма на семинаре «Дети больных алкоголизмом», руководимом J.G. Wortitz. Данная литература явилась не столько результатом научных исследований, сколько итогом работы практических психологов с детьми и их семьями.
«Этот ужасный секрет семьи» от детей родители пытаются спрятать все плохое, что связано с алкоголизмом. Вся семья, включая детей, пытается играть в такую игру: «Давайте притворяться, что все хорошо, давайте все плохое спрячем и тем защитимся». Сокрытие становится образом жизни. Дети – жертвы двойного стандарта. Они боятся говорить открыто о своих проблемах, вырастают замкнутыми. Чем больше они молчат, тем больше их могут мучить ночные кошмары. Хотя секрет семьи всегда раскрывается, дети привыкают жить зашторенными, они уже не видят правды.
Общие выводы о современных направлениях и принципах семейной психотерапии
В этой работе сделана попытка обобщить направления различных направлений семейной психотерапии. Сделаем краткий обзор того, как представители этих школ определяют цели семейной терапии, а также в чем они видят задачи семейного терапевта в ...
Рассмотрите отрицательные психические состояния
Наряду с положительными (стеническими) состояниями у человека в процессе его жизнедеятельности могут возникать и отрицательные (астенические). Например, нерешительность появляется не только при отсутствии самостоятельности, уверенности в ...
Формирование ценностных ориентаций
Американский ученый Е. Берн выдвинул гипотезу о том, что человек формирует свои основные жизненные позиции, принимая важные решения в отношении себя и других людей. Эти решения имеют фундаментальное влияние на весь ход его жизни. Берн п ...