Методы психический исследованийСтраница 2
Когда готова таблица, пациенту дают инструкцию сразу же отвечать на каждое произнесенное врачом слово первым пришедшим ему в голову и затем врач начинает называть ему одно за другим слова из таблицы, причем после каждого слова-раздражителя надо отмечать ответ пациента, истекшее до ответа время и замеченные при этом изменения в его тоне и жестах, сам же врач будет произносить все слова (замысловатые и простые) ровно, без подчеркивания. Время, необходимое для осуществления реакции, с точностью до 1/5 с можно измерить часами, более грубые колебания легко обнаруживаются и без них. Часто отмечается, что «слова комплексов» значительно удлиняют время реакции, заметно выделяющееся среди обычно довольно коротких промежутков, соответствующих реакции на другие слова. Наблюдаемое в этом опыте явление подобно тому, которое замечается во время беседы в обществе, когда кто-нибудь произносит тягостное или странное слово: возникает краткая, но явная пауза, когда разговор смолкает, и никому ничего не приходит в голову. Аналогичным образом в опыте после слов комплексов будет несколько более длинная пауза, во время которой пациент найдет ответ.
При этом можно наблюдать различные проявления мимики: он краснеет или бледнеет, сплетает пальцы, роняет какой-нибудь предмет или производит другие незначительные симптоматические действия, меняется в лице, говорит запинаясь и смеется так называемым комплексным смехом; но все это не всегда имеет место.
Наконец, и само содержание ответных слов, слов-реакций может многое сказать о больном. Особое значение для имеют странные, «выпавшие» ответные слова или слова, включающие оценочные суждения или отношение к собственной личности, в том виде, в каком их часто получает врач, вместо «предметных» реакций, к примеру, от истериков (холодно — не люблю; жажда — отвратительно; танцевать — хорошо; душистый — мои волосы), наконец, ответы, непосредственно взятые из сферы комплексов: брак, ребенок, грех и т. п.
По приведенному выше примеру можно, пожалуй, получить следующий протокол, начиная с № 22, причем цифры, заключенные в скобки, отмечают время реакции в пятых долях секунды.
Злой—добрый (5) Новый—старый (5) Пиво—светлое (4) Деньги—трудно (26) Тетрадь—пестрая (6) Касса—осел (30) и т. д.
Основано ли каждое значительное удлинение времени, потребовавшееся для реакции, на воздействии чувственно окрашенных представлений и не обусловлено ли оно второстепенными с медицинской точки зрения констелляциями, это не доказано. Поэтому интерпретация результатов должна всегда производиться с осторожностью. Лучше всего использовать бросающиеся в глаза ответные слова как исходную точку для обыкновенного исследования или для установления свободных ассоциаций, чтобы таким образом получить достоверные данные о правильности или неправильности наших предположений.
Если врач не имеет никаких определенных опорных пунктов для предполагаемых комплексов, то для предварительной ориентировки можно использовать более представительную (содержащую до 100 слов) схему, которую в напечатанном виде следует держать наготове. Можно работать, например, с такой схемой.
Имя: |
Диагноз: | ||
Профессия |
я: |
Дата: | |
1. Голова |
26. Синий |
51. Лягушка |
76. Мыть |
2. Зеленый |
27. Лампа |
52. Расставаться |
77. Корова |
3. Вода |
28. Грешить |
53. Голод |
78. Чужой |
4. Петь |
29. Хлеб |
54. Белый |
79. Счастье |
5. Смерть |
30. Богатый |
55. Ребенок |
80. Лгать |
6. Длинный |
31. Дерево |
56. Присматривать |
81. Приличие |
7. Судно |
32. Колоть |
57. Карандаш |
82. Узкий |
8. Платить |
33. Сострадание |
58. Грустный |
83. Брат |
9. Окно |
34. Желтый |
59. Слива |
84. Бояться |
10. Приветливо |
35. Гора |
60. Жениться |
85. Аист |
11. Стол |
36. Умирать |
61. Дом |
86. Фальшивый |
12. Спрашивать |
37. Соль |
62. Милый |
87. Страх |
13. Деревня |
38. Новый |
63. Стакан |
88. Целовать |
14. Холодный |
39. Обычный |
64. Спорить |
89. Невеста |
15. Стебель |
40. Молиться |
65. Шуба |
90. Чистый |
16. Танцевать |
41. Деньги |
66. Большой |
91. Дверь |
17. Море |
42. Глупый |
67. Репа |
92. Выбирать |
18. Больной |
43. Тетрадь |
68.Писать красками |
93. Сено |
19. Гордость |
44. Презирать |
69. Часть |
94. Довольный |
20. Варить |
45. Палец |
70. Старый |
95. Насмешка |
21. Чернила |
46. Дорогой |
71. Цветок |
96. Спать |
22. Злой |
47. Птица |
72. Бить |
97. Месяц |
23. Иголка |
48. Падать |
73. Ящик |
98. Красивый |
24. Плавать |
49. Книга |
74. Дикий |
99. Женщина |
25. Путешествие |
50. Несправедливо |
75. Семья |
100. Ругать |
Роль работника в организации.
Работающие в организациях люди различны между собой. Соответственно, они по-разному воспринимают ситуацию, в которой они оказываются. Различие в восприятии часто приводит к тому, что люди не соглашаются друг с другом. Это несогласие возн ...
Действия и цели
Центральное место в этом иерархическом построении занимает действие, которое является основной единицей анализа деятельности. Действие – это процесс, направленный на реализацию цели, которая может быть определена как образ желаемого резул ...
В психологии выделяется пять основных функций.
1. Прагматическая функцияобщения реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности.
2. Формирующая функцияпроявляется в процессе развития человека и становления его как личности.
3. Функция подтверждениясостоит в т ...