Мотивационные образования и мотивационные черты личности

Психология » Мотивы личности » Мотивационные образования и мотивационные черты личности

И в обыденной жизни, и в психологической литературе наряду с понятием мотивы мы часто говорим о наших желаниях, влечениях, намерениях, различных интересах личности, которые также побуждают человека к деятельности и нередко принимаются за мотивы его поведения. Все они так или иначе характеризуют мотивационную сферу личности и входят в группу так называемых мотивационных образований личности.

По мнению Е. П. Ильина, мотивационные образования представляют собой результат степени осознания причин возникшего побуждения, а также степени удовлетворения потребности (достижения цели) поскольку и то и другое может быть разной степени выраженности, постольку и существуют различные мотивационные образования личности.

К ним относят мотивационные установки (намерения), влечения желания и хотения, а также разнообразные интересы личности.

"Мотивационная установка - это запланированное, но отсроченное намерение, которое будет осуществлено при появлении нужной ситуации, повода". По сути - это "латентное состояние доминанты, готовность к удовлетворению потребности, реализации намерения" (Е. П. Ильин). Ее отличительными чертами являются отдаленность цели деятельности и невозможность непосредственного ее удовлетворения. Вот почему понятие мотивационной установки спадает с намерением.

Влечения, желания, хотения. Существует два подхода к определению этих понятий. Первый из них пытается отдифференцировать их друг от друга, найти в каждом свое собственное психологическое содержание. В наиболее яркой форме этот подход представлен в работах С. Л. Рубинштейна.

По его мнению "влечение - это органическая потребность, отраженная в органической (интероцептивной) чувствительности". Оно имеет соматический источник - раздражение, идущее "изнутри организма". Таким образом, влечение - это одна из форм проявления потребностей, начальный этап в ее осознании,

По мере осознания субъектом своей потребности, потребность переходит в желание. С. Л. Рубинштейн подчеркивает, что в желании отражается его предметная определенность, т. е. происходит осознание предмета удовлетворения потребности, Таким образом, желание включает в себя знания субъекта о цели действия.

Хотение - это устремленность субъекта на овладение предметом желания, т. е. на достижение цели. Хотение, по мнению С. Л. Рубинштейна, возникает тогда, когда желанна не только цель, но и действие, которое к ней приводит. Эта точка зрения разделяется другими психологами: П. И. Ивановым, К. К. Платоновым, П. А. Рудиком.

Другие исследователи считают, что влечение, желание, хотение - это скорее синонимы, выражающие различные стороны и оттенки одних и тех же переживаний, и поэтому предлагают пользоваться термином - влечение (В. С. Дерябин). Е. П. Ильин, подытоживая результаты анализа этих понятий, заключает, что попытки разграничения этих понятий не очень продуктивны, особенно в отношении желаний и хотений. Более того, по его мнению "желание (хотение) скорее всего выступает как собирательный, обобщенный термин для обозначения различных мотивационных образований". Влечение же можно рассматривать как разновидность желания.

Сознание как высшая ступень развития психики
Сознание – высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и прео ...

Первобытное общество - начальная эпоха в истории человечества.
Это время, когда люди жили общинами, сообща владели землей, вместе трудились и распределяли добытые ими блага поровну. Главными связями в первобытной общине были родственные. Многие ученые считают, что для ранней стадии развития первобыт ...

Понятие в логике. Сущность понятия в логике
Итак, как стало понятно из вышесказанного, понятие отличается от слов, обыденных представлений об определениях. Чтобы охарактеризовать сущность понятия в логике необходимо найти различия между понятием и всем остальным. Первое, что отлич ...