Процесс сознавания, как — естественный, непрерывный контакт человека с его собственным опытом
Страница 1

Психология » Психология гештальта » Процесс сознавания, как — естественный, непрерывный контакт человека с его собственным опытом

Среди множества определений и формулировок того, что такое гештальт-терапия — как уже существующих, так и возможных — наверняка найдется место и такому: это помощь человеку в поиске подлинной жизненности, способности получать удовольствие от жизни в настоящем, здесь и теперь, не откладывая радость и счастье на неопределенное "когда-нибудь потом". Быть здоровым и счастливым, довольным собой, уверенным в своих силах, любить друзей и близких, не терзая их претензиями, а себя — вечными сомнениями, стать ответственным и зрелым, оставаясь веселым и спонтанным — вот главная цель гештальта, а потенциальный клиент великолепно описан основоположником подхода Фрицем Перлзом:

Современный человек живет на низком уровне жизненности. Хотя, в общем он не слишком глубоко страдает, но при этом столь же мало знает об истинно творческой жизни. Он превратился в тревожащийся автомат. Мир предлагает ему много возможностей для более богатой и счастливой жизни, он же бесцельно бродит, плохо понимая, чего он хочет, и еще хуже — как этого достичь. Он не чувствует возбуждения и пыла, отправляясь в приключение жизни.

Он, по-видимому, полагает, что время веселья, удовольствия и роста — это детство и юность, и готов отвергнуть саму жизнь, достигнув "зрелости". Он совершает массу движений, но выражение его лица выдает отсутствие какого бы, то ни было реального интереса к тому, что он делает. Он либо скучает, сохраняя каменное лицо, либо раздражается. Он, кажется, потерял всю свою спонтаннность, потерял способность чувствовать и выражать себя непосредственно и творчески.

Он хорошо рассказывает о своих трудностях, но плохо с ними справляется. Он сводит свою жизнь к словесным и интеллектуальным упражнениям, он топит себя в море слов. Он подменяет саму жизнь психиатрическими и псевдопсихиатрическими ее объяснениями. Он тратит массу времени, чтобы восстановить прошлое или определить будущее. Его деятельность — выполнение скучных и утомительных обязанностей. Временами он даже не сознает того, что он в данный момент делает .

Эти слова, вынесенные в начало одной из книг Перлза, показывают, какой широкий круг проблем затрагивает гештальт-терапия. В сущности, гештальт — это целая философия (экзистенциального толка), это практическая философия подлинности жизни. В ее основании лежит специфическое представление о том, как улучшить человеческую жизнедеятельность — знаменитая "модель Просветления", роднящая гештальт с дзен-буддизмом. Описывая эту модель, ученик Перлза Джон Энрайт говорит, что существуют три фундаментально различных точки зрения на то, как помочь человеку стать более совершенным.

Первая основана на так называемой патологической модели — представлении о том, что человек, у которого есть проблемы или трудности, рассматривается как больной, не соответствующий норме. Ему нужна помощь квалифицированного специалиста, и терапия осуществляется по медицинскому образцу (врач — пациент). Самолечение (чтение соответствующих книг, попытки вести "задушевные" беседы с друзьями) лучше, чем ничего, но особой пользы принести не может. Сюда относится, например, классический психоанализ.

Вторая — это модель роста, в рамках которой клиент рассматривается как соответствующий норме, но у него всегда есть возможность достичь большего. Нормальная личность должна постоянно развиваться, и расти — в противном случае наступает застой и постепенная деградация. Отсутствие роста — тревожный признак, и нормой считается постоянное стремление быть выше нормы. Помощь со стороны желательна, но не так уж необходима, поскольку стремление к росту— естественное свойство человека, как и всякого живого существа. Процесс личностного роста требует определенных усилий, которые вознаграждаются сторицей, поскольку быть выше нормы — лучше, чем быть просто нормальным. К этой группе можно причислить терапию на основе идеи самоактуализации, психосинтез, роджерианство.

Страницы: 1 2

Нарушения письменной речи
дислексия (алексия) - частичное (полное) нарушение процессов чтения, дисграфия (аграфия) — частичное (полное) специфическое нарушение процессов письма. Положительным в клинико-педагогической классификации явля­ется то, что она строится ...

Формирование психологии в рамках других дисциплин. Допарадигмальный этап
С позиций методологии психология может быть описана, как последовательность этапов становления представлений о предмете, методе, объяснительных принципов в рамках научных парадигм, в последовательности их возникновения, сосуществования, к ...

Освоение деятельности
Основные структурные элементы деятельности – умения, навыки, привычки. Поэтому освоению деятельности в целом зависит от процесса формирования умений, навыков, привычек. Автоматизированные, сознательно, полусознательно и бессознательно ко ...